+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Государственное управление охраной труда

Содержание

Осуществление государственного управления охраной труда

Государственное управление охраной труда

У каждого работника есть право на безопасный труд. Это основополагающая норма действующего законодательства, закрепленная также в Конституции РФ. В целях реализации этого принципа государство вырабатывает цели и задачи в трудовой сфере, а также создает правовые инструменты для выполнения поставленных задач.

Государственное управление охраной труда осуществляется с помощью разработанной системы правовых норм, регламентирующих отношения нанимателя и сотрудника. Помимо этого, разработаны и используются механизмы контроля за их соблюдением. Как осуществляется государственное управление охраной труда? Ответ – в нашей статье.

Общий подход государственного управления

Отношения нанимателя и сотрудника регулирует Трудовой кодекс РФ. Он представляет собой собрание основных нормативных положений в трудовой сфере. ТК РФ устанавливает ряд приоритетных для страны направлений в данной отрасли.

Что регулирует ТК РФ

НаправлениеПояснение
Сохранение здоровья и жизни трудоспособного населенияЖизнь человека признана высшей ценностью. И на этом положении основаны другие нормы законодательства.
Профилактика травматизма на производствеПоложения трудового законодательства направлены на предотвращение:

  • травматизма;
  • аварийных ситуации;
  • несчастных случаев.
Контроль исполнения установленных нормативовРазработанные механизмы позволяют вовремя выявлять и устранять факты нарушений законодательства

Одним из ключевых вопросов трудовой отрасли выступает государственное управление охраной труда с использованием конкретных механизмов, установленных статьей 216 ТК РФ для федерального и регионального уровней.

Госуправление на федеральном уровне

Своего рода высшим уровнем власти в трудовой области признано Правительство РФ. И в частности, Минтруд. Он обладает следующим набором полномочий:

  • разрабатывает основные принципы управления;
  • готовит федеральные целевые программы;
  • создает и внедряет правила безопасности на промышленных объектах;
  • контролирует реализацию общероссийских программ на уровне отдельных регионов.

Все госорганы федерального уровня обязаны координировать свои действия в трудовой сфере с Минтрудом. Именно этот орган государственной власти принимает итоговые решения и определяет политику государства в данной области.

Госуправление на региональном уровне

Немаловажно знать и понимать, кем осуществляется государственное управление охраной труда в субъектах РФ. В регионах – это прерогатива органов исполнительной власти. Они отвечают за выполнение задач, присланных из федерального центра, и несут следующие обязанности:

  • разработка требований охраны труда на региональном уровне с учетом общих программ;
  • реализация программ обучения в трудовой сфере;
  • экспертиза условий труда, в частности, контроль правильности проведения спецоценки на предприятиях;
  • проведение проверок работодателей региона с целью обеспечения соблюдения норм трудового законодательства на каждом производственном объекте в пределах региона.

Таким образом, государственное управление охраной труда осуществляется ст. 216 ТК и ФЗ федеральными органами исполнительной власти. Они обеспечивают совместную деятельность региональных органов и подготавливают целевые положения законодательства и программы их реализации.

В свою очередь, властные органы на региональном уровне контролируют деятельность конкретных предприятий и организаций, а также следят за выполнением положений государственного трудового законодательства в сфере охраны прав работников.

Проведение госэкспертизы условий труда

Одним из механизмов государственного контроля в сфере охраны труда выступает госэкспертиза. Её делают с целью контроля качества специальной оценки, которую работодатель инициирует и проводит самостоятельно.

Задача этой экспертизы – проверить истинное положение дел на предприятии и выявить возможные нарушения законодательства. В ходе проверки оценивают соблюдение прав сотрудников, выдачу компенсаций и льгот за работу во вредных условиях, а также других положений законодательства в этой отрасли.

Экспертизу инициирует персоналом и представляющие работников структуры, страховые компании, а также судебные органы.

После ее проведения составляют проект заключения, в котором отражают всю собранную информацию.

Госэкспертиза не допускает нарушения законодательства в области охраны труда: при выявлении несоответствия полученных данных с данными спецоценки работодателю грозит административная ответственность.

Подробнее об этом см. «Государственная экспертиза условий труда в России».

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://blogkadrovika.ru/gos-upravlenie-oxranoj-truda/

Государственное управление охраной труда

Государственное управление охраной труда
Энциклопедия МИП » Трудовые споры » Общие положения ТК РФ » Государственное управление охраной труда

Обе стороны трудовых отношений, то есть подчиненный и начальник, должны придерживаться установленных законодателем правил охраны труда.

Обе стороны трудовых отношений, то есть подчиненный и начальник, должны придерживаться установленных законодателем правил охраны труда. Именно эти нормы направлены на то, чтобы обеспечить достойные условия работы и необходимую безопасность для сотрудников. К тому же, управление охраной трудового процесса осуществляется на уровне государства.

Понятие государственного управления охраной труда

Для государства она является одним из важных направлений в сфере трудовых отношений, необходимой для создания всех необходимых для сторон трудовых условий.

Что же подразумевается под государственным управлением охраны труда? В первую очередь, обязанностью любого государства является разработка и принятие различных нормативных актов, в которых отражены вопросы о производстве, технологиях и приемлемых условиях труда.

Функции государственных органов Российской Федерации также заключаются в целом комплексе мероприятий, направленных на:

  • формирование государственной политики в области трудовых отношений;
  • разработку и реализацию различных программ, улучшающих условия труда;
  • содействие выполнению различных мероприятий, направленных на обеспечение работников лучшими условиями для осуществления трудовых функций, которые проводят организации;
  • устранение всех обнаруженных нарушений, сделанных работодателем, в области охраны труда.

Все нормативно-правовые акты, призванные регулировать охрану труда, должны разрабатываться и приниматься согласно установленному Правительством РФ порядку.

В этом Положении содержатся все необходимые виды нормативных актов, которые определяют основы охраны трудового процесса.

Среди них находятся стандарты трудовой безопасности, различные типовые инструкции, а также санитарные правила и нормы и т. д.

Внесение изменений в эти нормативные документы возможно только в отдельных случаях.

К примеру, если изменяться нормы законодательства РФ об охране труда или на основании использования международного опыта.

Помимо этого, свои предложения по изменению существующих правил охраны труда могут вносить органы исполнительной власти всех уровней.

При разработке некоторых программ, к примеру, о профессиональных болезнях или экологической безопасности, могут брать участие и профсоюзные организации.

Органы государственного управления охраной труда

Надзор за всеми трудовыми отношениями на государственном уровне осуществляется несколькими органами власти Российской Федерации.

Все основные функции выполняет Правительство РФ, например, распределяя обязанности в сфере охраны трудового процесса между остальными органами.

Правительство выполняет свои функции с помощью законодательных актов.

Разработку государственной политики, а также правовое регулирование в области охраны труда по заданию Правительства РФ выполняет Министерство труда. Выполняя свои функции, этот государственный орган принимает следующие нормативно-правовые документы:

  • положение о комиссии об охране труда;
  • правила и стандарты, которые определяют безопасность труда в различных организациях;
  • различные методические рекомендации;
  • правила аккредитации и список услуг, для которых она требуется;
  • другие правовые акты.

Что касается других органов власти Российской Федерации, то они решают все необходимые вопросы в сфере труда только в рамках их компетенции. К примеру, необходимые функции надзора за тем, как руководители придерживаются установленных правил и стандартов, выполняют  соответствующие федеральные органы.

И эти органы в первую очередь должны находить случаи, когда нарушаются условия труда, и пресекать их.

Кроме этого, они обязаны принимать соответствующие меры принудительного или ограничительного характера, направленные на устранение допущенных работодателями нарушений. Все органы, которые выполняют надзор за охраной рабочих процессов и другие функции, обязательно должны согласовывать всю свою деятельность с Министерством труда и социальной политики.

Уровни государственного управления охраной труда

Государство управляет охраной труда на федеральном уровне, а также на уровне субъектов РФ.

На федеральном уровне государственные органы власти уполномочены создавать нормативно-правовые акты, регулирующие условия рабочего процесса.

Это целая система подконтрольных Правительству РФ органов, которые управляют охраной труда на федеральном уровне.

Субъекты Российской Федерации осуществляют свои обязанности немного иначе. На местах все эти важные функции выполняют органы исполнительной власти, естественно, в рамках существующих полномочий. Они содержатся в определенных нормативных актах трудового законодательства. В некоторых случаях их компетенцию регулируют региональные законы.

Структура государственного управления охраной труда

Государственные органы РФ обязаны разрабатывать документы, которые необходимы для регулирования всех отношений в сфере труда.

Но необходимо осуществлять и надзор за выполнением всех правил, созданных для улучшения условий труда.

Существует следующая структура уполномоченных на это государственных органов Российской Федерации.

Главным контролирующим органом является Федеральная служба по труду и занятости. Под ее постоянным руководством осуществляют свою деятельность Управление контроля и надзора, а также территориальные органы, в чьи функции входит управление и контроль за условиями охраны труда.

Эта система организаций обязательна для того, чтобы проводить надзор за соблюдением норм закона обеими сторонами трудовых отношений.

Подобные функции в сфере охраны труда обязаны выполнять также и прокуратура, и некоторые другие ведомства.

Правовые основы для выполнения таких функций содержатся в нормативных документах.

Сотрудники указанных учреждений имеют право на получение всей необходимой информации от местных органов самоуправления и руководства подведомственных предприятий. Помимо этого, в полномочия таких ведомств входит:

  • выдача предписаний об условиях охраны труда работодателям и работникам;
  • наложение штрафов согласно административному законодательству на лиц, имеющих отношение к нарушениям в области охраны труда;
  • приостановление работы отдельных предприятий или их отделов в следствие нарушения условий охраны и безопасности труда.

Источник: https://advokat-malov.ru/obshhie-polozheniya-tk-rf/gosudarstvennoe-upravlenie-ohranoj-truda.html

Порядок осуществления государственного управления охраной труда

Государственное управление охраной труда

Государственное управление охраной труда осуществляется с целью проверки и улучшения условий работы сотрудников предприятия. В процессе управления определяются приоритетные направления политики в сфере охраны труда, касающиеся составления нормативных правовых актов, норм безопасности производственного процесса, а также защиты прав работников.

Нормативная база

Основы управления охраной труда определяет статья №216 ТК РФ, где указано, что оно может осуществляться как правительскими, так как уполномоченными федеральными органами. Все решения, которые принимаются на месте, должны быть согласованы с вышестоящей инстанцией.

Также исполнение контрольных, надзорных и регулирующих функций может быть прерогативой органов местного управления, которые соблюдают законы местных субъектов. Однако эти органы могут действовать только в рамках своих полномочий.

Цели

К задачам, которые предусматривает государственный контроль над охраной труда, относятся:

  • формирование и осуществление государственной политики по охране труда в различных сферах производства;
  • составление планов улучшения ОТ, при этом речь идет как об общероссийских, так и о местных программах;
  • содействие в защите прав сотрудников во время выполнения трудовых обязательств;
  • устранение всех нарушений, имеющих отношение к ОТ.

Осуществление контроля

Кто осуществляет государственное управление охраной труда? Он может проводиться как на федеральном, так и региональном уровне.

Федеральный уровень контроля

На данном уровне управление производится Министерством труда и соцзащиты. В число правительственных полномочий входит контроль над управлением в контексте его соответствия положениям Федеральных целевых программ. Также определяются нормы безопасности в разных сферах производства, особенности составления экспертной оценки и т. д.

Министерство труда – это высший федеральный орган. Существуют и другие инстанции, которые могут управлять охраной труда на федеральном уровне, однако они должны согласовывать свои действия с Минтруда РФ.

Региональный уровень контроля

В данном случае управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется уполномоченными органами, которые обязуются следить за исполнением федеральных указов. Нормы эти органы не устанавливают, поэтому они действуют только в рамках Федеральных целевых программ.

Важно! На региональном уровне также могут разрабатываться и отдельные нецелевые программы. Они нацелены на усовершенствование сферы охраны труда и произведение эффективного контроля.

Служба охраны труда

Регулированием функционирования службы занимается уполномоченное лицо, которое занимает должность руководителя организации, при этом на определение направлений работы службы влияют следующие факторы:

  • количество сотрудников;
  • сфера работы;
  • уровень опасности и т. д.

Потребность в создании появляется только у тех компаний, штат которых состоит из более 100 сотрудников.

Руководителем назначается инженер по охране труда, который прошел предварительную подготовку и имеет достаточный опыт работы в области, чтобы выполнять трудовые обязанности.

Что касается небольших предприятий, то в них управлением занимается уполномоченный штатный сотрудник, причем подобные обязанности могут возлагать на работника только на основе его письменного согласия.

Управлением ОТ могут заниматься организации, с которыми компания заключает договор для проведения инструктажей, контроля и т. д. Таким образом, нет надобности в создании местной службы.

Экспертиза труда

Экспертиза проводится по инициативе правительства, чтобы проконтролировать уже проведенную (!) оценку условий работы сотрудников на предприятии. После экспертизы устанавливается качество предварительного контроля, обеспечение гарантий лицам для работников в производственных условиях повышенной опасности и соответствия реального положения дел установленным требованиям.

Нормативные акты

В перечень нормативных актов, которые были изданы Минздравом РФ, входит:

  • список медицинских противопоказаний (особенно это касается производства с повышенным уровнем опасности);
  • план проведения медицинского обследования сотрудников;
  • список документов, который должен предоставляться уполномоченному лицу для проведения экспертизы;
  • допустимые тяжести для несовершеннолетних работников;
  • контроль над знаниями сотрудников основ техники безопасности;
  • положение о порядке расследования аварийных производственных ситуаций;
  • порядок выдачи профилактического питания;
  • виды инструктажей по охране труда;
  • требования к обеспечению защиты работников;
  • перечень возможных производственных травм и заболеваний;
  • алгоритм заключения коллективных трудовых договоров.

Главным органом РФ, осуществляющим контроль над охраной труда, является Роструд, работу которого контролирует Минздрав. Работа Роструда регулируется правительским указом №324.

Другой уполномоченный орган – Роспотребнадзор, который контролирует выполнение гигиенически-санитарных норм и обеспечивает защиту прав потребителей. Росздравнадзор фокусирует внимание на правильности проведения медико-социальной экспертизы.

К примеру, это относится к случаям, когда работник в процессе исполнения трудовых обязательств получает производственную травму и теряет работоспособность.

Федеральный контроль не ограничивается вышеуказанными министерскими инстанциями. Он представляет собой сложною структуру подразделений, которые охватывают самые разные аспекты охраны труда.

Средства повышения безопасности труда

В РФ обеспечение безопасности работников – приоритетная задача органов как регионального, так и федерального контроля. Существуют две главные группы средств обеспечения эффективного труда – психологические и этические.

Психологические средства

В процессе производства важно уметь принимать правильные решение.

В частности, это относится к руководителю цеха или филиала, который должен оперативно оценивать ситуацию, быстро мыслить и уметь организовать рабочий коллектив.

Важно избегать чрезмерного психологического напряжения, поскольку это может привести к повышению опасности производств и аварийным ситуациям. Психологические средства позволяют:

  • определить психологический климат в подразделении компании;
  • обеспечить продуктивную совместную работу сотрудников;
  • эффективно проводить подбор кадров;
  • разумно использовать трудовые ресурсы;
  • избегать стрессовых ситуаций во время производства.

Этические средства

Работа в коллективе требует построения эффективных взаимоотношений между работниками, что является одним из аспектов ОТ. Неудовлетворительные взаимоотношения между сотрудниками нарушают производственный процесс. Для установления положительных межличностных отношений используются этические средства.

Этические средства урегулирования отношений в коллективе как одно из направлений охраны труда подразумевают различные формы сотрудничества (подчинение, кооперация, сотрудничество). Причины нарушений отношений можно разделить на производительные, организационные, технические.

Работники обязуются соблюдать трудовую дисциплину и поддерживать здоровую рабочую атмосферу в коллективе. Основные принципы охраны труда подразумевают, что отношения между руководителем и подчиненным должны основываться на гуманистических принципах.

Начальник структурного подразделения обязуется заботиться о психическом и физическом здоровье каждого сотрудника. Для этого он должен создать надлежащие условия работы. Для эффективного производства важны объективная требовательность и взаимное доверие.

Источник: https://KadrovyhDel.ru/ohrana-truda/gosudarstvennoe-upravlenie-osushhestvlyaetsya.html

Государственное управление охраной труда – кем осуществляется

Государственное управление охраной труда

— Организация бизнеса — Кадры — Государственное управление охраной труда

Одним из основных методов обеспечения конституционного права на безопасный труд является государственное управление охраной труда.

О том, кто осуществляет государственное управление охраной труда, и что это такое, следует знать каждому сотруднику и работодателю.

Несоблюдение требований законодательства в данной сфере может повлечь за собой как нарушение интересов работников, так и непосредственное привлечение работодателя к ответственности.

Государственное управление охраной труда – основные сведения

Государственное управление охраной труда – это собрание мероприятий, правовых нормативов и соответствующих служб, которые занимаются защитой прав сотрудников и контролем над исполнением указаний законодательства. Так, регулируется данный вопрос в первую очередь следующими положениями статьи 216 ТК РФ, которая прямо посвящена вопросам обеспечения юридического базиса рассматриваемого аспекта трудовой деятельности.

Основными задачами госуправления охраной труда являются:

  1. Принятие мер государственной поддержки для увеличения и оптимизации механизмов, гарантирующих безопасность рабочей деятельности.
  2. Составление, актуализация и принятие документов и актов, которые бы регулировали безопасность трудовой деятельности.
  3. Установка нормативных требований к видам производства и отраслям хозяйствования, техническим устройствам, средствам труда и защиты.
  4. Обеспечение профилактики, исправления имеющих место нарушений, каковые выявляются на действующих в пределах РФ предприятиях.

Цели государственного управления охраной труда

Основные цели госуправления охраной труда являются следующими:

  • Сохранение физического и ментального здоровья трудящихся граждан Российской Федерации и иностранцев, работающих в РФ.
  • Проверка соблюдения предписаний в сфере охраны труда.
  • Ведение процедур оценки наличествующей окружающей среды на производствах.
  • Проведение и принятие нормативов по процедурам специальной оценки условий труда.
  • Профилактика аварийных ситуаций, а также несчастных случаев на производстве.
  • Внедрение мер поддержки работников и членов их семей, которые пострадали от негативных факторов труда.
  • Учёт несчастных происшествий иных фактов нанесения урона физическому и ментальному здравию и благополучию трудящихся.
  • Финансовая поддержка различных мероприятий охраны рабочей деятельности.
  • Проведение аттестации и обучения сотрудников системы государственного управления охраны труда.
  • Ведение статистики по всем основным аспектам деятельности госуправления охраны труда.
  • Систематизация и обеспечение свободного доступа к информации, касающейся охраны труда
  • Введение и контроль механизмов налогов и сборов, призванных обеспечивать безопасность труда.
  • Обеспечение строгих стандартов по санитарно-гигиеническим нормам, медобслуживанию трудящихся и СИЗ.
  • Усвоение и имплементация положительного международного опыта в рамках охраны труда.
  • Разработка и внедрение инноваций в сферу охраны труда.

Кто осуществляет государственное управление охраной труда

Так как рассматриваемая сфера деятельности является комплексной и достаточно широкой, вопрос того, кто осуществляет государственное управление охраной труда также не имеет однозначного и единственного ответа. Так, данная система предусматривает от её участников обязательное обеспечение следующих основных функций:

  • Разрешительная.
  • Надзорная.
  • Исполнительная.
  • Контролирующая.
  • Законодательная.
  • Координирующая.

Кроме этого, данная система имеет несколько уровней в зависимости от спектра ее практического применения и объема правоотношений, на которые она воздействует:

  • Федеральный. На таковом уровне основным органом, обеспечивающим государственное управление охраной труда, является Минтруд. Действует данный орган на основании Постановления Правительства №636 от 21.05.2012.
  • Региональный. Региональные власти субъектов РФ вправе самостоятельно определять отдельные нормативы в сфере охраны труда, если они не противоречат федеральным требованиям.
  • Муниципальный. Муниципальные власти занимаются непосредственной имплементацией и обеспечением исполнения требований госуправления охраной труда.
  • Корпоративный. На означенном уровне также осуществляются отдельные меры охраны труда, внедряемые локально-нормативными актами организаций или иной внутренней документацией.

В целом, в России госуправление рассматриваемой системой осуществляется следующими державными органами:

  • Прокуратура РФ. Прокуратура в полной мере принимает жалобы трудящихся на несправедливые действия относительно них работодателя. Кроме этого, в сфере государственной службы работы в правоохранительных органах и госбезопасности, сотрудники часто могут иметь право обращаться исключительно в прокуратуру для защиты их прав.
  • Минтруд. Он является основным органом, который регламентирует конкретные принципы всей державной политики в области взаимоотношений и нормативов охраны труда.
  • Роструд. В данном случае эта структура является основным исполнительным органом, обеспечивающим практическое выполнение функций надзора и контроля за исполнением трудового законодательства.
  • Инспекция по труду. Прямое выполнение требований системы госуправления охраной труда обеспечивается региональными и муниципальными представительствами Роструда в виде отдельных инспекций по труду.
  • Правительство. Юридическая база, необходимая для обеспечения деятельности всей государственной системы управления, частично устанавливается Правительством РФ при участии Минтруда.
  • Госдума РФ. Нормативы законодательства в виде Федеральных законов, влияющих на трудовую деятельность, а также внесение изменений в действующие законы, обеспечивается непосредственно Государственной Думой, как основным законодательным органом.

(24 голос., 4,90 из 5)
Загрузка…

Источник: https://delatdelo.com/organizaciya-biznesa/gosudarstvennoe-upravlenie-ohranoj-truda.html

Государственное управление охраной труда в Российской федерации: органы, уровни

Государственное управление охраной труда

Государственное управление в области охраны труда представляет собой одно из ключевых направлений госполитики. Его суть в создании условий для обеспечения достойной жизни, защиты здоровья работающего населения. Далее в статье будет подробно рассмотрена структура государственного управления охраной труда.

Общая характеристика

Организация охраны труда, государственное управление охраной труда предполагают разработку нормативных актов, определение требований к производственным средствам, используемым технологиям, гарантирующих безопасные рабочие условия, защиту здоровья и жизни персонала. В рамках госполитики утверждаются законы, обеспечивающие реализацию прав сотрудников на ОТ.

Кто осуществляет государственное управление охраной труда?

Их определение и установление круга полномочий основывается на принципах федеративного устройства страны, зафиксированных Конституцией. По положениям 5 статьи, ими являются:

  1. Единство и целостность госвласти.
  2. Разграничение полномочий и предметов ведения региональных и федеральных институтов.

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством. Его деятельность может осуществляться непосредственно либо через соответствующие институты власти. Органы государственного управления охраной труда реализуют полномочия по поручению Правительства.

Оно же определяет пределы их компетенции. Субъекты государственного управления охраной труда действуют в соответствии с Положениями, актами, регламентирующими взаимодействием между институтами исполнительной власти.

Указанные документы утверждаются правительственными Постановлениями.

Ключевой институт

В качестве него выступает Министерство труда. По заданию Правительства, оно реализует функции по выработке госполитики и нормативному регулированию отношений, связанных с ОТ. Государственное управление охраной труда осуществляется Министерством путем самостоятельного принятия нормативных актов:

  1. Порядка подтверждения соответствия планирования мероприятий по ОТ установленным требованиям.
  2. Правил обучения и проверки знания нормативов по охране труда. Действие данного акта распространяется на всех работников, в том числе руководителей и нанимателей индивидуальных предпринимателей.
  3. Порядка направления на обучение по ОТ отдельных категорий лиц, застрахованных от профзаболеваний и несчастных случаев.
  4. Перечня услуг, для предоставления которых требуется аккредитация, правил ее проведения.
  5. Рекомендаций к численности работников и структуре службы охраны на предприятии.
  6. Правил по ОТ и типовых инструкций, стандартов безопасности.
  7. Методических рекомендаций по определению нормативных предписаний по охране труда.
  8. Типового положения о деятельности комиссии (комитета) по ОТ.

Остальные органы государственного управления охраной труда решают вопросы в рамках своей компетенции. Круг их полномочий определяется в Положениях и прочих нормативных актах. К примеру, по содержанию 100 статьи ТК (ч.

2), специфика рабочего времени, периода отдыха персонала, занятого на транспорте, в сфере связи и прочих секторах экономики, отличающихся особым характером деятельности, по правилам, устанавливаемым Правительством, определяется соответствующими федеральными институтами власти по согласованию с Минтрудом.

Государственное управление охраной труда в РФ – деятельность, предполагающая привлечение различных ведомств, министерств и учреждений. Особая роль ней отведена федеральным исполнительным институтам. Они осуществляют контрольно-надзорные функции, обеспечивая соблюдение нанимателями установленных требований по ОТ.

Государственное управление в сфере охраны труда предполагает выявление случаев нарушения нормативных предписаний, причин их допущения. Уполномоченные институты обязаны пресекать неправомерные действия.

Для этого они вправе применять профилактические, предупредительные, ограничительные меры воздействия, ориентированные на недопущение либо ликвидацию последствий несоблюдения положений законодательства и иных актов гражданами и юрлицами.

Нюансы

Федеральные институты, реализующие отдельные задачи по нормативно-правовому регулированию, контрольно-надзорные и разрешительные функции, должны все решения, которые принимаются ими, а также выполняемые мероприятия согласовывать с Минтрудом.

Положениями о министерствах устанавливаются их полномочия по ОТ. В частности, в акте, регламентирующем деятельность Министерства энергетики, утвержденном правительственным Постановлением от 12 окт. 2000-го г.

, предусматривается, что оно в рамках своей компетенции:

  1. Принимает участие в реализации госполитики по охране труда.
  2. Разрабатывает и утверждает отраслевые правила, целевые программы улучшения условий работы, контролирует их исполнение.
  3. Участвует в проверке знания требований ОТ руководителей и технических директоров (гл. инженеров) предприятий топливно-энергетического комплекса вне зависимости от типа собственности.
  4. Реализует мероприятия по обеспечению радиационной безопасности на объектах ТЭК.

Правила и стандарты

Государственное управление охраной труда реализуется через утверждаемые нормативные акты. В их числе правила производственной санитарии и технике безопасности. Эти акты обязательны для соблюдения всеми работниками всех предприятий.

Стандарты и правила могут быть отраслевыми, межотраслевыми или приниматься на локальном уровне. Первые утверждаются уполномоченными ведомствами, министерствами, надзорными инстанциями, реализующими государственное управление охраны труда, совместно либо по согласованию с объединениями профсоюзов.

Такие нормативные акты действуют только в конкретной отрасли народнохозяйственного комплекса. Межотраслевые стандарты и правила включают в себя требования по безопасности для определенных типов работ или оборудования, производств, используемых в нескольких секторах.

Локальные документы принимаются на конкретном предприятии с учетом специфики его деятельности.

Инструкции

Они разрабатываются в соответствии с положениями, присутствующими в отраслевых и межотраслевых стандартах и правилах. Утверждение инструкций находится в компетенции ведомств, министерств, надзорных инстанций, реализующих государственное управление охраной труда.

На основании типовых актов, наниматели разрабатывают и утверждают локальные документы по ОТ. В таких инструкциях устанавливаются правила безопасного производства работ, поведения на предприятии, в том числе, в конкретных помещениях, строительных площадках и так далее.

Непосредственно на рабочих участках здоровье и безопасность персонала обеспечивается ответственными лицами. В качестве них, как правило, выступают начальники производств, цехов и пр.

В своей деятельности ответственные лица руководствуются ГОСТами, санитарными нормами и правилами, установленными для конкретного типа работ.

Постановление №1160

В соответствии с ним, разрабатываются все нормативные документы, через которые реализуется государственное управление охраной труда. Положения Постановления предъявляют определенные требования к актам, включающим в себя требования по ОТ. К таким нормативным документам относятся:

  1. Стандарты безопасности.
  2. Типовые инструкции и правила по ОТ.
  3. Санитарно-эпидемиологические стандарты и нормы, предусматривающие требования к производственным факторам.

Проекты актов по ОТ

Они разрабатываются:

  1. Ассоциациями, предприятиями, учреждениями, внебюджетными госфондами, объединениями.
  2. Федеральными институтами исполнительной власти, реализующими функции, связанные с выработкой госполитики и нормативно-правовым регулированием в предусмотренной сфере деятельности. При этом в разработке участвуют представители отраслевых объединений нанимателей и профсоюзов.

Проекты актов, включающие в себя требования по ОТ, направляются учреждениями, предприятиями, ассоциациями, внебюджетными госфондами, объединениями в федеральный исполнительный орган, реализующий функции госуправления охраной труда. В случае отсутствия такого института, документы предоставляются в Минтруд.

Направление проектов актов производится в электронной и бумажной форме. При этом при предоставлении документов федеральными институтами власти к ним прилагаются заключения отраслевых объединений нанимателей и профсоюзов.

Акты, в которых содержатся требования по ОТ, издаются Минтрудом после рассмотрения на заседании трехсторонней комиссии, уполномоченной на урегулирование социально-трудовых взаимоотношений.

Корректировка актов, включающих в себя требования по ОТ, производится Минтрудом. Порядок внесения изменений устанавливается правительственным Постановлением №1160. Корректировка актов производится:

  1. При изменении законодательных норм по ОТ.
  2. По итогам комплексного изучения состояния и причин профзаболеваний и производственного травматизма.
  3. По результатам анализа отечественного и международного опыта по совершенствованию нормативной базы, улучшению трудовых условий на предприятиях.
  4. В соответствии с оценкой итогов аттестации рабочих участков, а также показателей, достигнутых при внедрении новых технологий и оборудования.
  5. По предложениям федеральных исполнительных институтов или органов региональной власти, в том числе о сбалансированности актов, включающих в себя требования по охране труда, с международными нормами. Рекомендуемые мероприятия при этом должны быть обоснованы.

Профсоюзы могут участвовать в разработке госпрограмм по вопросам ОТ и состояния среды, составлении нормативных и прочих актов, регулирующих сферу охраны труда, экологической безопасности и профессиональных заболеваний. Кроме этого, объединения ведут повседневный мониторинг за исполнением установленных предписаний.

Безопасность жизнедеятельности

Ее следует рассматривать в качестве комплексной системы мер, направленных на защиту индивида и среды, в которой он обитает, от рисков, возникающих при определенной деятельности. Чем сложнее она будет, тем более компактной станет система обеспечения защиты. Для формирования безопасных условий при ведении деятельности необходимо решить следующие задачи:

  1. Выполнить полный анализ рисков, возникающих при осуществлении той или иной работы.
  2. Выработать результативные меры по защите человека и среды, в которой он находится, от обнаруженных опасностей. Мероприятия должны приносить максимальный эффект при минимуме затрат.
  3. Разработать меры по защите от остаточных рисков конкретной деятельности.

Обеспечение ОТ

Охрана труда реализуется через комплекс законодательных актов, правил, организационных, гигиенических, технических, социально-экономических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, сохранение работоспособности и здоровья человека в производственных условиях. В настоящее время ОТ рассматривается как важнейшая задача для руководителей предприятий и институтов госвласти.

Охрана труда имеет неразрывную связь с различными науками. Среди них физиология, психология, организация производства и экономика, промышленная токсикология, автоматизация технологического процесса и пр. При оздоровлении и улучшении условий профессиональной деятельности особое значение имеет применение передовых информационных средств.

Реализация мероприятий по уменьшению травматизма и заболеваемости способствует повышению активности работников, росту их производительности, сокращению производственных потерь. Кроме прочего, охрана труда тесно связана с экологической безопасностью.

Фильтрация стоков, газовых выбросов, поддержание плодородия и восстановление почв, борьбы с вибрацией и шумом, обеспечение защиты от воздействия электростатических полей и прочие мероприятия также способствуют формированию благоприятных производственных условий. Особая роль в этом принадлежит государству.

Федеральными и региональными властями разрабатываются различные программы, направленные на решения наиболее актуальных вопросов по ОТ. Выработка мероприятий при этом осуществляется с учетом специфики отраслей и видов деятельности, с принятием во внимание пожеланий самих работников и нанимателей.

Источник: http://fb.ru/article/292919/gosudarstvennoe-upravlenie-ohranoy-truda-v-rossiyskoy-federatsii-organyi-urovni

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.