+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Государственные нормативные требования охраны труда

Содержание

Тема 4. государственные нормативные требования по охране труда

Государственные нормативные требования охраны труда

1.  Основы принятия государственных нормативных требований охраны труда

2.  Виды подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда

3.  Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда

1.Основы принятия государственных нормативных требований охраны труда

Государственные нормативные требования охраны труда – важнейшее для современной практики понятие, ибо в соответствие с ними должны быть приведены условия труда, ибо в соответствии с ними работодатель должен проводить работы по охране труда, ибо соответствие с ними оценивает государственная экспертиза труда, ибо государственный надзор и контроль осуществляется над их соблюдением и т.п. Это не так давно появившееся понятие стало столь важным, что законодатель в новой редакции Трудового кодекса РФ счел нужным выделить их из требований охраны труда и отличить от требований охраны труда, установленных правилами и инструкциями по охране труда.

Законодатель не дал детальное и всеобъемлющее определение понятию «государственные нормативные требования охраны труда», но определил, что государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Обратим внимание, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Поэтому (ст.

10 ТК РФ), если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и актами, содержащими нормы трудового права, то применяются правила международного договора.

Это означает, что государственные нормативные требования охраны труда могут содержаться и в них.

2.Виды подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда

Ниже приводится перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные требования по охране труда, утвержденный постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399.

Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих
государственные нормативные требования охраны труда

№  п/п Нормативные правовые акты Федеральный орган исполнительной власти,утверждающий документ
1Межотраслевые правила по охране труда (ПОТРМ), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ Р М)Минтруда России
2Отраслевые правила по охране труда (ПОТ Р О), типовые инструкции по охране труда (ТИ Р О)Федеральные органыИсполнительной власти
3Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ)Госгортехнадзор РоссииГосатомнадзор России
4Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ)Госстандарт РоссииГосстрой России
5Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительствуГосстрой России
6Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПин), санитарные нормы (СН)Минздрав России

Правительством РФ утверждено Постановление от 23 мая 2000 года № 399 “О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда”. Им устанавливается, что на территории РФ действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования и включает:

– межотраслевые и отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда,

-строительные и санитарные нормы и правила,

-правила и инструкции по безопасности,

-правила устройства и безопасной эксплуатации,

-свод правил по проектированию и строительству,

-гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда.

Тем же Постановлением утвержден Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. Указанный Перечень включает в себя следующие виды нормативных правовых актов:

1.   Межотраслевые правила по охране труда (ПОТ РМ), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ РМ). Федеральный орган исполнительной власти, утверждающий документ – Министерство труда и социального развития РФ.

2.   Отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО), типовые инструкции по охране труда (ТИ РО). Утверждаются соответствующими органами федеральной исполнительной власти.

3.   Правила безопасности (ПБ), Правила устройства и безопасной эксплуатации  (ПУБЭ), инструкции по безопасности  (ИБ).  Утверждаются Госгортехнадзором РФ и Госатомнадзором РФ.

4.   Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ). Утверждаются Госстандартом РФ и Госстроем РФ.

5.   Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП). Утверждаются Госстроем РФ.

6.   Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила – СП, гигиенические нормативы – ГН, санитарные правила и нормы – СанПиН, санитарные нормы – СН). Утверждаются Минздравом РФ.

Государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в нормативных правовых актах, указанных в приведенном выше Перечне, разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти в следующем порядке:

1)   межотраслевые правила и типовые  инструкции по охране труда разрабатываются с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и утверждаются Министерством труда и социального развития РФ;

2)   отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социального развития РФ;

3)   правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, строительные и санитарные нормы и правила.

Гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда, своды правил по проектированию и строительству, в части государственных нормативных требований охраны труда, разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социального развития РФ.

Разрабатываемые нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, должны направляться в соответствующие профсоюзные органы для своевременного рассмотрения и согласования.

Разработка и пересмотр государственных нормативных требований охраны труда на основе комплексных исследований состояния и причин произведенного травматизма, аварийных ситуаций и профессиональных заболеваний.

А также изучения передового отечественного и мирового опыта работ по улучшению условий и совершенствованию охраны труда, а также с учетом анализа результатов сертификации работ по охране труда, возлагается на федеральные органы исполнительной власти РФ.

  Разработка и утверждение методических рекомендаций, которыми следует руководствоваться при оформлении государственных нормативных требований по охране труда, поручается Министерству труда и социального развития РФ.

На федеральные органы исполнительной власти также возлагается обязанность направлять в месячный срок утвержденные в установленном порядке нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, в Министерство здравоохранения и социального развития РФ для включения в единую информационную систему государственных нормативных требований охраны труда. А также обязанность по изданию указанных нормативных актов и обеспечению данной документацией все заинтересованные организации в установленном порядке.

В соответствии с положениями п.

5 Постановления государственные нормативные требования охраны труда могут утверждаться сроком на пять лет, а их действие сверх указанного срока может быть продлено не более чем на два срока.

Решение о продлении срока действия государственных нормативных требований по охране труда либо об их досрочной отмене может быть принято не позднее, чем за девять месяцев до окончания срока их действия.

В тех случаях, когда в содержание законодательных актов РФ об охране труда вносятся необходимые изменения, соответствующие государственные нормативные требования охраны труда подлежат обязательному пересмотру независимо от ранее установленного для них срока действия.

Аналогичные требования распространяются на межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда при внедрении новой техники и технологии, а также по результатам анализа состояния производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и катастроф на территории РФ.

В тех случаях, когда нормативные акты по охране труда разрабатываются, в установленном порядке утверждаются и внедряются органами исполнительной власти субъектов РФ, требования, содержащиеся в таких нормативных актах, не должны быть ниже государственных нормативных требований.

Общей задачей системы стандартов безопасности (ССТБ) является стандартизация требований безопасности труда и включение этих требований в стандарты, и технические условия. Порядок разработки и согласования требований безопасности труда в стандартах и технических условиях устанавливаются соответствующими нормативными актами.

Система ССТБ непосредственно состоит из пяти составляющих стандартов. При этом структуру, задачи, цели и сферы действия ССТБ, а также применяемые термины, классификацию опасных и вредных факторов, сопутствующих осуществлению работниками своих трудовых обязанностей, и методы оценки безопасности труда, устанавливаются организационно-методическими стандартами основ построения охраны труда.

Помимо перечисленных выше нормативных правовых актов, обязательными к исполнению являются нормы и/или правила пожарной безопасности.

3.Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда

Статья 211 Трудового кодекса «Государственные нормативные требования охраны труда» гласит, что порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Кроме того, порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда определяется документами соответствующих федеральных органов государственной власти, включая Правительство РФ, которое отвечает за подготовку и утверждение соответствующего подзаконного нормативного акта.

Федеральный закон «О техническом регулировании» потребовал кардинального изменения всего сложившегося порядка, ввел новый вид нормативных документов «технический регламент», только в которых можно излагать ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ в сфере технического регулирования, и разрешил принятие технических регламентов федеральными законами, международными договорами и двумя подзаконными актами: указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Однако, поскольку устанавливаемый этим законом порядок окончательно наступит только с 1 июля 2010 года, в настоящий (переходный) период все ранее принятые (до 1 июля 2003 года) нормативные документы продолжают действовать.

Подзаконные нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается

Подчеркнем, что структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать подзаконные нормативные правовые акты.

Подзаконный нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими.

Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Государственные нормативные требования охраны труда

Государственные нормативные требования охраны труда
Энциклопедия МИП » Трудовые споры » Общие положения ТК РФ » Государственные нормативные требования охраны труда

Ключевые государственные нормативные требования охраны труда установлены ст. 211 ТК РФ.

Результативность и успехи всякого трудового коллектива напрямую зависят от здоровья его членов.

В законах, подзаконных актах РФ, законах субъектов федерации отражены самые разные правила, процедуры, критерии и нормативы, целью которых является всемерная охрана жизни сотрудника и его здоровья на время всего его трудового стажа.

Ключевые государственные нормативные требования охраны труда установлены ст. 211 ТК. Физические лица или организации обязаны исполнять их независимо от характера осуществляемых работ, в том числе и в:

  • строительстве, проектировании, эксплуатации объектов;
  • конструировании различных машин и механизмов;
  • исследовании технологических процессов;
  • налаживании производства.

Государственные нормативные требования охраны труда находятся во многих технических документах и инструкциях.

В них нашли место вопросы организации промышленной безопасности, эксплуатации и предупреждения аварий на объектах, представляющих опасность, но особенно развернуто и подробно они представлены в Трудовом кодексе, закрепляющем общие положения, обеспечивающие безопасность труда.

Понятие декларации, как вида отчетности руководителя

Наряду со специальной оценкой условий труда, с 2014 года у работодателей появилась обязанность отчитываться перед государством посредством представления декларации соответствия условий труда установленным требованиям.

Приказ Минтруда от 07.02.14 N 80н устанавливает порядок оформления и представления декларации. Декларацию разрешено подавать лишь тем руководителям, которые в установленном порядке провели спецоценку.

Последняя проводится с целью определения классов и подклассов условий труда, в соответствии с которыми рассчитываются гарантии и компенсации работникам, труд которых вреден или опасен.

Декларация подается относительно рабочих мест, проверка которых не выявила опасных или вредных факторов. Адрес/Метроатом декларации является госинспекция по труду населенного пункта, где расположена организация. Действует декларация в течение 5 лет.

Однако декларацию не нужно подавать заново, если в течение указанного времени на поименованных в декларации рабочих объектах не произошло несчастных случаев, или отсутствуют случаи профзаболеваний работников по причине вредных, или опасных составляющих производимого труда.

Типы нормативных правовых актов, охватывающих требования по охране труда

Все существующие в области трудового права акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, подразделены на типы. Существенными из них являются:

  • межотраслевые, обеспечивающие безопасность сотрудников в межотраслевой сфере;
  • отраслевые, целью которых является предотвращение отрицательных факторов на работника, занятого трудом в сфере конкретной отрасли.

Перечисленные государственные нормативные требования охраны труда выступают в роли базы для формирования межотраслевых и отраслевых стандартных руководств в рассматриваемой сфере.

Они согласовываются с федеральной инспекцией труда и профсоюзами, при этом межотраслевые инструкции устанавливаются и утверждаются Минздравом, а отраслевые – исполнительной властью.

В качестве вариантов актов данной категории выступают нормы в виде:

  • санитарных нормативов и рекомендаций на строительстве;
  • правил и руководств по безопасности;
  • понятия устройств и их эксплуатации;
  • свода строительных канонов проектирования;
  • нормативов по гигиене;
  • госстандартов.

Сроки функционирования нормативного требования в области охраны труда

Государственные нормативные требования охраны труда периодически изменяются и дополняются. Причиной является совершенствование трудового процесса, повышение технической оснащенности, что может эффективно устранить нарушение государственных нормативных требований охраны труда.

Пересмотренные материалы рассматриваются и утверждаются уполномоченными органами на срок 5 лет. Их можно продлевать, но не больше, чем на 2 срока. При этом совокупный срок функционирования акта не может превышать 15 лет.

После этого он должен быть пересмотрен и согласован с профсоюзами на уровне федерации.

Решение об отмене или прекращении нормативных условий должно приниматься и утверждаться не позднее, чем за девять месяцев до конца срока их действия. Неисполнение указанных мероприятий вовремя влечет наложение взыскания на работодателей. Нормативы возможно пересмотреть досрочно, но лишь в случаях:

  • внесения поправок и изменений в законодательство РФ о труде;
  • освоения новых технологий;
  • изменений в правилах и содержании типовых инструкций;
  • рассмотрения отчетов о случаях травматизма на производстве;
  • рассмотрения отчетов о профзаболеваниях, наличии аварийных ситуаций и происшествий.

Понятие необходимости выполнения требований охраны труда

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны и влекут их неукоснительное выполнение каждым коллективом, вне зависимости от его ведомственного подчинения и сферы хозяйственной деятельности. Неисполнение или ненадлежащее их исполнение влечет соответствующие санкции. Это же касается всех руководителей, и работников.

Иногда нормативные документы могут и не заключать в себе критериев для организации безопасного труда на каком-либо конкретном участке. Это почти всегда влечет за собой нарушение соответствующих норм.

Поэтому, чтобы предотвратить нарушение государственных нормативных требований охраны труда, что влечет за собой причинение вреда сотруднику, работодатель принимает меры, соответствующие именно данному участку работы. 

Источник: https://advokat-malov.ru/obshhie-polozheniya-tk-rf/gosudarstvennye-normativnye-trebovaniya-ohrany-truda.html

Нормативные требования охраны труда на государственном уровне

Государственные нормативные требования охраны труда

Участники трудовых отношений обязаны знать, что представляют из себя государственные нормативные требования охраны труда, для кого они обязательны и что включают. Рассматриваем это в нашем материале.

Направления требований по охране труда

Начнем с того, что одна из задач государства – обеспечить населению комфортные и безопасные условия труда. Именно для этого разработан перечень стандартов.

Общий подход должен быть такой: государственные нормативные требования охраны труда каждая организация учитывает при разработке своих правил внутреннего распорядка и инструкций для персонала. Их основные цели:

  • минимизировать действие вредных факторов на сотрудников;
  • предотвратить травмоопасные ситуации.

Все существующие нормативные требования охраны труда можно поделить на несколько направлений. Их общая цель – обеспечение безопасных условий работы.

Выделяют следующие направления:

Направление охраны трудаОбязанности руководителя предприятия
Создание безопасных рабочих условийСюда входит:

  • обеспечение правильной эксплуатации инструментов, оснащения и оборудования, а также обеспечение условий работы в цехах и на прочих производственных площадках;
  • предоставление средств индивидуальной защиты (СИЗ) для минимизации опасного воздействия (причем защитные средства должны быть сертифицированы);
  • создание безопасных условий работы для каждого сотрудника;
  • своевременное проведение спецоценки условий труда для определения вредных факторов.
Контроль соблюдения норм безопасности в трудовой сфереРазработка и внедрение системы контроля, чтобы следить за исполнением установленных норм безопасности
Реализация законных прав сотрудниковВключает:

  • организацию режима труда и отдыха с учетом положений, закрепленных в законодательстве;
  • предоставление сотрудникам точных и достоверных данных о возможной угрозе их здоровью в процессе производственной деятельности;
  • профилактические меры для недопущения аварийных ситуаций на предприятии;
  • медицинское обеспечение (при необходимости работникам должна быть оказана первая медпомощь и, если потребуется, доставка в медучреждение);
  • соцстрахование от несчастных случаев;
  • соблюдение санитарных нормативов в помещениях;
  • ознакомление персонала с установленными нормативами и контроль их соблюдения.
Проведение инструктирования по вопросам безопасностиПодразумевает:

  • проведение инструктажа, закрепления и проверки полученных знаний;
  • запрет допуска к выполнению обязанностей сотрудниками, которые не прошли предусмотренное правилами обучение;
  • обучение безопасному проведению трудовых манипуляций на производстве;
  • обучение правилам оказания первой помощи сотрудникам в опасной ситуации.
Организация медосмотров на предприятииЭто:

  • организация медосмотров в положенные сроки за счет работодателя и работника (выполнение осмотров оплачивается по положениям законодательства);
  • запрет допуска к работе лиц, которые не прошли медосвидетельствование у специалистов, таких как нарколог, психиатр и т. п.
Содействие в проведении государственного контроляВключает:

  • предоставление представителям проверяющих структур допуска к документам на предприятии;
  • допуск представителей контролирующих органов на предприятие для проведения осмотров, измерений и экспертиз;
  • исполнение предписаний, выданных государственными структурами.
Подготовка внутренних регламентов и нормативных актовНа предприятии разрабатывают правила и инструкции относительно охраны труда. В том числе с участием представителей профсоюза.

Особенности требований по охране труда

Нормативные положения в сфере безопасности трудовых отношений содержатся в законодательстве федерального, регионального и местного уровня. Их основная цель – предотвращение травм и профзаболеваний. А гостребования регламентируют ключевые условия взаимодействия сотрудника и нанимателя. Они предотвращают всевозможные нарушения и опасные последствия.

Требования по безопасности в трудовой сфере обязательны для всех субъектов права. В том числе для предпринимателей и организаций любого уровня. Они должны быть реализованы во всех отраслях деятельности. К примеру:

Сфера деятельностиТребования к безопасности
Строительство и проектированиеСтроительство объектов требует повышенного внимания к соблюдению мер безопасности, чтобы предотвратить несчастные случаи и травмы (высотные работы и т. п.)
Конструирование и сборка машин и механизмов любого назначенияРабота с любым оборудованием требует:

  • предварительного обучения нормам безопасности;
  • инструктажа каждого сотрудника по профилактическим мерам.

Помимо этого, создание комфортных условий персоналу:

  • повышает производительность его труда;
  • снижает текучку кадров;
  • оказывает общее положительное действие на работоспособность организации.

Требования по организации начала работы

В каждой организации должны быть правила и инструкции по инструктажу сотрудников перед тем, как приступить к работе.

Специалист по охране труда обязан следить за тем, чтобы каждый вновь трудоустроенный или переведенный из другого отдела сотрудник проходил вводный и первичный инструктаж. Это нужно для предотвращения аварийных ситуаций и несчастных случаев.

К примеру, для слесаря по ремонту электропоездов разработана отдельная инструкция ИОТ РЖД-4100612-ЦДМВ-13-2013. Также есть специальные требования для монтажников-высотников и представителей ряда других рабочих специальностей.

Вводный и первичный инструктажи позволяют избежать ошибок, которые могут привести к тяжелым последствиям и создать угрозу жизни людей. После его прохождения в журнал прохождения инструктажа вносят соответствующую запись. А сотрудник должен своей подписью подтвердить факт инструктажа и усвоение основных положений по нормам безопасности.

Соблюдение установленных требований сохраняет жизнь и здоровье людям и позволяет не допустить материального ущерба на предприятии.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://blogkadrovika.ru/norm-trebov-oxrany-truda-gos-uroven/

1 Основные понятия

Государственные нормативные требования охраны труда

Охрана труда – система сохраненияжизни и здоровья работников в процесструдовой деятельности, включающая всебя правовые, социально – экономические,организационно – технические, санитарно– профилактические, реабилитационныеи иные мероприятия.

Условия труда –совокупностьфакторов производственной среды итрудового процесса, оказывающих влияниена работоспособность и здоровьеработника.

Вредный производственный фактор –производственный фактор, воздействиекоторого на работника может привестик его заболеванию.

Опасный производственный фактор –производственный фактор, воздействие которого на работника может привестик его травме.

Безопасные условия труда – условиятруда, при которых воздействие наработника вредных или опасныхпроизводственных факторов исключенолибо уровни их воздействия не превышаютустановленные нормативы.

Рабочее место – место, в которомработник должен находиться или в котороеему необходимо прибыть в связи с егоработой. Место, которое прямо или косвеннонаходится под контролем работодателя.

Средства индивидуальной защиты работников – технические средства,используемые для предотвращения илиуменьшения воздействие на работниковвредных или опасных производственныхфакторов, а также для защиты от загрязнения.

Сертификат соответствия работ поохране труда (сертификат соответствия)- документ, удостоверяющий соответствиепроводимых в организации работ по охранетруда установленным государственнымнормативным требованиям охраны труда.

Производственная деятельность –совокупность действия людей с применениеморудий труда, необходимых для превращенияресурсов в готовую продукцию.

Работодатель – организация(юридическое лицо), представляемая еёруководителем (администрацией), либофизическое лицо, с которым работниксостоит в трудовых отношениях.

Работник – физическое лицо, работающеев организации на основе трудовогодоговора.

2 Сфера применения законодательства о труде

Действие законодательства распространяетсяна:

– работодателей;

– работников, состоящих с работодателемв трудовых отношениях;

– членов кооперативов, участвующих всовместной производственной и инойхозяйственной деятельности, основаннойна их личном трудовом участии;

– студентов образовательных учрежденийвысшего и среднего профессиональногообразования, учащихся образовательныхучреждений начального и среднегопрофобразования, проходящих производственнуюпрактику;

– военнослужащих, направляемых на работув организации;

– граждан, отбывающих наказание поприговору суда, в период их работы ворганизациях.

На граждан Российской Федерации,работающих по найму в других государствах,распространяется законодательство обохране труда государства работодателя.На иностранных граждан и лиц безгражданства, работающих в организациях,находящихся под юрисдикцией РоссийскойФедерации – законодательство об охранетруда Российской Федерации, если иноене предусмотрено международным договором.

3 Государственные нормативные требования охраны труда

Государственными нормативнымитребованиями охраны труда (далее –требования охраны труда), содержащимисяв федеральных законах и иных нормативныхправовых актах Российской Федерации изаконах и иных нормативных правовыхактах субъектов Российской Федерацииоб охране труда, устанавливаются правила,процедуры и критерии, направленные насохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Государственные нормативные требованияохраны труда обязательны для исполненияюридическими и физическими лицами приосуществлении ими любых видов деятельности,в том числе при проектировании,строительстве (реконструкции) иэксплуатации объектов, конструированиимашин, механизмов и другого оборудования,разработке технологических процессов,организации производства и труда.

Постановление правительства РоссийскойФедерации «О нормативно – правовыхактах, содержащих государственныенормативные требования охраны труда»№ 399 от 25. 05. 2000 определяет порядокразработки, утверждения и измененияподзаконных нормативных правовых актов.

Координация проведения работ поразработке правил по охране трудаосуществляется Министерством труда исоциального развития РоссийскойФедерации. Правила по охране труда могутбыть межотраслевого и отраслевого иотраслевого назначения.

Межотраслевыеправила по охране труда разрабатываетМинистерство труда и социальногоразвития, отраслевые правила -соответствующие органы исполнительнойвласти.

Виды нормативных правовых актов поохране труда

Наименование нормативного правового актаОрганы, утверждающие нормативные правовые акты
полноесокращенное
Правила по охране труда межотраслевые Межотраслевые типовые инструкции по охране трудаПОТ РМТИ РММинтруд России
Отраслевые правила по охране трудаТиповые инструкции по охране трудаПОТ РОТИ РОФедеральные органы исполнительной власти
Правила безопасностиПравила устройства и безопасной эксплуатацииИнструкции по безопасностиПБПУБЭИБГосударственный надзор за безопасным ведением работ в промышленностиГос. энергетический надзорГос. надзор за ядерной и радиационной безопасностью
Государственные стандарты системы стандартов безопасности трудаГОСТ РССБРГосстандарт РоссииГосстрой России
Строительные нормы и правилаСводы правил по проектированию и строительствуСНиПСПГосстрой России
Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормы (санитарные правила, гигиенические нормативы, санитарные правила и нормы, санитарные нормы)СПГНСаНПиНСНМинздрав России

Источник: https://StudFiles.net/preview/2933063/page:2/

Общие государственные нормативные требования охраны труда

Государственные нормативные требования охраны труда

— Организация бизнеса — Кадры — Государственные нормативные требования охраны труда

Каждый российский работодатель обязан обеспечивать соблюдение государственных нормативных требований охраны труда в рамках ведения хозяйственной деятельности.

Однако также требования охраны труда обязательны для исполнения не только работодателями, но и непосредственно сотрудниками.

Общие требования охраны труда на предприятии регулируются значительным количеством нормативных документов и актов, и обеспечивать соблюдение их основ должен каждый работодатель.

Общие требования охраны труда на предприятии

Спектр требований охраны труда в Российской Федерации крайне широк и регулирует большое количество аспектов трудовых взаимоотношений сотрудников и работодателей.

При этом определенные права и обязанности возлагаются на каждую из сторон трудовых взаимоотношений.

Более того, определенную немаловажную роль в вопросах обеспечения соблюдения наличествующих требований играет государство в следующих аспектах:

  • Законодательное регулирование. Наличествующее законодательство содержит большое количество нормативной документации, затрагивающей вопросы охраны труда. Означенные документы могут иметь как вид федеральных законов, так и отдельных приказов либо всяческих методических рекомендаций, созданных исполнительными властными органами, преимущественно – Министерством труда.
  • Контроль. Отдельные государственные органы, например – инспекция по труду либо же прокуратура, занимаются контролем исполнения нормативных требований охраны труда. В ряде ситуаций они также могут налагать на работодателей определенные санкции.
  • Обеспечение социальных гарантий. В случае, когда нарушение наличествующих законодательных требований влечет за собой наступление негативных последствий для работников, законодательство часто предусматривает определенные дополнительные социальные гарантии и меры поддержки для пострадавших сотрудников.
  • Посредничество в трудовых спорах. Если в рассматриваемом контексте между работодателями и трудящимися либо их представителями возникают различные разногласия, они могут урегулироваться при поддержке государства. Также, различные вопросы, связанные с нарушениями требований законодательства, решаются в судебном порядке при помощи государственных органов судебной власти.

Существуют не только государственные нормативные требования охраны труда. Определенные ограничения и предписания могут устанавливаться и международными документами. Либо же, напротив – локальными требованиями отдельных работодателей, если они не противоречат наличествующему законодательству и не ущемляют в своих положениях законные права сотрудников.

Общие требования охраны труда – обязанности работодателей

Как уже упомянуто ранее, общие требования охраны труда обязательны для исполнения как сотрудниками, так и работодателями. Однако основной спектр ответственности возлагается именно на субъекты хозяйствования, которые обеспечивают формирование рабочих мест. Так, к обязанностям работодателя в контексте общих требований охраны труда можно отнести:

  • Обеспечение безопасности трудящихся в процессе рабочей эксплуатации зданий, инструментов и иных объектов, используемых в рамках ведения хозяйственной деятельности в соответствии с обязанностями трудящихся.
  • Контроль и управление механизмами охраны труда в субъекте хозяйствования, в том числе создание специализированных отделов и назначение ответственных за данную сферу деятельности лиц. При этом ведение системы охраны труда может обеспечиваться как наличием штатных работников в соответствующих должностях в организации, так и привлечением сторонних специалистов или же усилиями самого работодателя или прямых руководителей.
  • Выдачу сотрудникам в соответствии с законодательными требованиями различных средств индивидуальной защиты и обеспечение соблюдений требований по ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны, нормативам освещения, воздухообмена и иных показателей.
  • Соблюдение рабочего режима, предоставления работникам положенного им по закону времени для отдыха и приема пищи.
  • Ведение инструктажей и проведение обучения сотрудников для исполнения ими рабочих обязанностей. Также работодатель регулярно должен проводить и мероприятия по контролю знаний трудящихся, а в некоторых случаях, например, в образовательных организациях или учреждениях здравоохранения – обеспечивать и повышение квалификации трудящихся.
  • Регулярное проведение специальной оценки условий труда. В рамках означенной оценки устанавливается класс вредности или опасности на рабочих местах. Более подробно про проведение СОУТ можно прочитать в отдельной статье.
  • Ведение расследований и учета случившихся на предприятии несчастных случаев, в том числе и тех, которые повлекли за собой причинение вреда имуществу или же здоровью как самих трудящихся в организации, так и третьих лиц.
  • Обеспечение социальных гарантий сотрудникам путем обязательного отчисления за них взносов в различные страховые фонды и предоставления всех предусмотренных законодательством льгот, если трудящиеся имеют на них право.
  • Проведение медицинских осмотров. Ряд категорий трудящихся в зависимости от особенностей их работы обязаны проходить регулярные периодические медицинские осмотры, а также обследование при приеме на работу. При этом для некоторых видов работников, например – водителей, предусматривается ежедневное медицинское освидетельствование перед началом выполнения трудовой функции, проведение которого также является прямой обязанностью работодателя.

Обязанности работников в соответствии с требованиями охраны труда

Перечень требований законодательства в отношении сотрудников является куда более мягким, однако игнорировать его работники не имеют права.

Ведь за нарушение установленных государством или работодателем нормативов работник может быть подвергнут дисциплинарному взысканию вплоть до увольнения, если проступок повлек или мог повлечь за собой какие-либо тяжкие последствия.

К означенным требованиям в отношении трудящихся можно отнести:

  • Необходимость соблюдения конкретных правил охраны труда и предписаний работодателя в области своей сферы деятельности.
  • Использование в соответствии с инструкцией предоставляемых средств индивидуальной защиты.
  • Прохождение обязательных инструктажей и медосмотров, если они предписываются законодательством или локальными нормативными актами.
  • Извещение работодателя или ответственных лиц за охрану труда на предприятии о происхождении каких-либо аварий или иных несчастных случаев на производстве, а также предупреждение о собственном плохом самочувствии или ином ухудшении состояния здоровья.

За несоблюдение требований охраны труда работником, он может быть подвергнут дисциплинарному взысканию в виде замечания или выговора.

Увольнение работника за несоблюдение требований охраны труда допускается только в двух случаях – если его действия имели угрозу наступления тяжких последствий, или же если это не единственное дисциплинарное взыскание в виде выговора или замечания, полученное трудящимся в течение календарного года.

Увольнение работника и применение к нему дисциплинарных взысканий за несоблюдение нормативов и требований охраны труда является правом работодателя, а не обязанностью. То есть – окончательное решение о применении взысканий принимает сам работодатель, как и о виде взыскания.

Правовое регулирование государственных нормативных требований охраны труда

Так как рассматриваемые требования распространяются на большое количество различных сфер и аспектов трудовой деятельности, их правовое регулирование является достаточно комплексным, а правовая база состоит из различных по характеру и степени необходимости применения нормативных актов. В целом, правовое регулирование данного вопроса обеспечивается:

  • Трудовым кодексом. Раздел X означенного документа в полной мере посвящен основным аспектам обеспечения безопасности трудящихся и третьих лиц в рамках хозяйственной деятельности. Кроме того, охрана труда и обязанности сторон трудовых взаимоотношений, связанные с исполнением её требований, рассматриваются и в иных нормативных статья данного документа.
  • Различные правила и методические инструкции. В отношении многих отдельных сфер деятельности, чаще всего сопряженных с определенной повышенной опасностью, имеются отдельные инструкции и правила по охране труда. Например – правила охраны труда при работе в электроустановках.
  • Федеральные законы. Некоторые законы также устанавливают нормативы безопасности труда. Примером подобного документа можно назвать закон про страхование от несчастных случаев.
  • Региональное законодательство. В отдельных субъектах федерации региональное законодательство также может устанавливать требования охраны труда, применяемые на территории означенных субъектов. Но подобные требования не могут уменьшать объем гарантий, предоставляемых федеральным законодательством.
  • Отраслевое и ведомственное законодательство. Определенные межотраслевые или внутриотраслевые соглашения, равно как и ведомственная документация различных российских государственных служб также могут затрагивать различные аспекты охраны труда, устанавливая собственные нормативные требования.
  • Локальные нормы. Для предоставления работникам дополнительного обеспечения и гарантий работодатель может принимать и внутренние локальные нормативы, которые касаются сферы охраны труда. При этом соблюдение этих актов не должно нарушать требований и гарантий федерального и регионального законодательства. Если они целиком законны и не противоречат законодательству, работники обязаны их соблюдать. Например, работодатель может предусматривать использование дополнительных СИЗ, повышенную частоту медосмотров и инструктажей и иные особенности обеспечения охраны труда.
  • Государственные и межгосударственные стандарты. Ряд ГОСТов и иных стандартов посвящены вопросам охраны труда в России, или даже являются общими для стран ЕврАзЭС и могут быть как рекомендованы к применению, так и обязательны в отдельных случаях.
  • Санитарные и строительные нормативные правила. Часть требований безопасности труда на предприятии устанавливается положениями СНиП или СанПиН в отношении конкретных видов деятельности, помещений или условий труда.
  • Инструкции производителей. Исполнение правил по эксплуатации конкретного оборудования тоже может являться обязательным требованием охраны труда, поэтому подобная документация также имеет значение в рассматриваемом контексте.

(24 голос., 4,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://delatdelo.com/organizaciya-biznesa/gosudarstvennye-normativnye-trebovaniya-ohrany-truda.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.