+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Коллективные переговоры

Содержание

Ведение коллективных переговоров

Коллективные переговоры
Энциклопедия МИП » Трудовые споры » Социальное партнерство » Ведение коллективных переговоров

Основной целью проведения КП является заключение коллективного договора или соглашения, а также внесение в подобные документы изменений или дополнений.

Вевдение коллективных переговоров

Коллективные переговоры и цели их проведения

Одной из самых важных форм социального партнерства принято считать коллективные переговоры (КП). Этот термин определен в статье 2 Конвенции №154 Международной организации труда, а обозначает он:

  • переговоры, проходящие между предпринимателями (или их организациями) и трудящимися, которые также могут быть объединены в организации, с целью определения условий труда и занятости;
  • урегулирование взаимоотношений, которые возникают между вышеперечисленными сторонами.

В ходе проведения коллективных переговоров профсоюзами и иными участниками процесса регулируются вопросы разработки и заключения коллективных договоров, которые призваны обеспечить право на социальную защиту работников и служить для разрешения споров в сфере труда.

Основной целью проведения КП является заключение коллективного договора или соглашения, а также внесение в подобные документы изменений или дополнений для того, чтобы:

  • определить условия труда работников, их занятость и прочие права;
  • урегулировать взаимоотношения между трудящимися и работодателями;
  • обеспечить урегулирование взаимосвязей, которые возникают между организациями работодателей и работников.

Кто может проводить коллективные переговоры

Выступать сторонами в процессе переговоров имеют право трудящиеся и работодатели или их представители (например, профсоюзы). Если работодатель или администрация организации отказывается или уклоняется от участия в переговорах, вторая сторона (профсоюз и т.д.) имеет право открыть коллективный трудовой спор.

Для проведения переговоров, заключения договоров или соглашений партнеры наделены равными правами.

Перед началом процесса издается приказ по организации. В приказе кроме прочего указывается состав комиссии, которая будет участвовать в переговорах. Также в приказе указывается место, где будут проводиться переговоры.

Если во время переговоров сторонами не достигнуто согласие по любому вопросу, должен быть подготовлен протокол разногласий, который подлежит передаче примирительной комиссии. Сроком завершения переговоров принято считать дату подписания договора (соглашения) или протокола разногласий. Стартом коллективного трудового спора принято считать подписание протокола разногласий.

Порядок ведения коллективных переговоров

Порядок ведения коллективных переговоров можно разделить на такие этапы:

  • направление в письменном виде предложения о начале переговоров, в котором указываются сроки начала и завершения переговоров, состав комиссии по проведению переговоров, права и полномочия ее членов.
  • Сторона, получившая предложения о проведении переговоров, должна вступить в процесс в срок, который составляет 7 календарных дней с момента получения уведомления. При этом инициатору процесса (например, представителям профсоюза) должен быть направлен ответ с указанием состава комиссии со своей стороны для ведения переговорного процесса с указанием их прав и полномочий.
  • Для заключения договора из представителей обеих сторон формируется комиссия, которая должна быть оформлена приказом. Помимо факта ее создания приказом утверждается положение о проведении переговоров. Этим же приказом члены комиссии на срок проведения переговоров освобождаются от выполнения своих основных обязанностей, что дает им право принимать участие во всех заседаниях.
  • Срок, на протяжении которого должно состояться заключение договора, составляет не более 3-х месяцев.
  • Проект договора, который разработан компетентным органом – комиссией, предоставляется на рассмотрение обеих сторон. Обязанностью работодателя является обеспечение обсуждения положений договора.
  • Замечания и предложения по совершенствованию документа в оговоренные сроки передаются в комиссию. Согласно приказу и прочих нормативных документов в обязанности этого органа входит доработка документа и передача его сторонам;
  • До заключения договор выносится на общее собрание работников.
  • После того, как проект одобрен в ходе заседания общего собрания, его подписывают стороны, и в срок, который составляет 7 дней, он направляется в соответствующую государственную структуру по труду.
  • Если не достигнуто согласие сторон по определенным вопросам, согласно с приказом в срок до 3-х месяцев документ должен быть подписан сторонами, вместе с этим должен быть составлен протокол разногласий.

Что касается коллективных переговоров по подготовке соглашений, то их ведут комиссии, которые образованы на соответствующем уровне. Работников представляют профсоюзы или объединения профсоюзов. Если в организации действует более одного профсоюза, для ведения переговоров создается единый представительный орган.

Если не один профсоюз или объединение не представляет интересы более 50% работников, представитель для ведения переговоров выбирается в ходе общего собрания. Стороны не имеют права отказываться от вступления в переговоры, так как это может повлечь административную, а в некоторых случаях и уголовную ответственность. 

Также вам будут полезны следующие статьи

Источник: https://advokat-malov.ru/socialnoe-partnerstvo-v-sfere-truda/vedenie-kollektivnyh-peregovorov.html

Коллективные переговоры – порядок ведения

Коллективные переговоры

— Организация бизнеса — Кадры — Коллективные переговоры

В Российской Федерации коллективные переговоры являются одним из важнейших элементов системы трудовых взаимоотношений.

Порядок ведения коллективных переговоров в трудовом праве отражен достаточно полно, а процессуальные требования к их проведению являются крайне строгими – необходимо знать, как определяется день начала обсуждения, кому и в какие сроки направляется уведомление.

Ведение коллективных переговоров осуществляют различные стороны – как представители работодателя, так и сотрудников, а также иные представительские структуры.

Коллективные переговоры в трудовом праве – нормативы ТК РФ

Как и многие другие вопросы, связанные с практической имплементацией законодательства в сфере взаимоотношений трудящихся и работодателей, коллективные переговоры в трудовом праве регулируются положениями ТК РФ. В частности, оказывают влияние на данный аспект деятельности следующие статьи этого документа:

  • Ст.36. Положения означенной статьи регулируют общие принципы ведения коллективных переговоров. Они закрепляют право инициации их проведения за любой из сторон трудовых взаимоотношений и устанавливают основные сроки, используемые в данном аспекте, равно как и ограничения на участие в них.
  • Ст.37. В нормативах данной статьи устанавливается непосредственно порядок ведения коллективных переговоров, определения представителей в них и обязанности сторон друг перед другом в рамках рассматриваемых взаимоотношений.
  • Ст.38. Эта статья регламентирует разрешение возможных разногласий, проявляющихся в ходе ведения переговоров, и устанавливает общий порядок их разрешения в рамках коллективных трудовых споров.
  • Ст.39. Принципы, которые изложены в этой статье, затрагивают вопросы компенсаций и гарантий для сторон, участвующих в коллективных переговорах.

Понятие коллективных переговоров в России тесно связано с понятием коллективного договора, более подробно о котором можно прочитать в отдельной статье.

Кто осуществляет коллективные переговоры

Согласно требованиям трудового законодательства, осуществлять ведение трудовых переговоров могут лишь две стороны, являющиеся непосредственно участниками трудовых взаимоотношений, а именно – работники и работодатели.

При этом, нормативы предусматривают, что интересы сотрудников в данном случае реализуются при помощи представительского органа.

Процесс формирования представительского органа является достаточно сложным и предусматривает следующие варианты организации:

  • Если на предприятии действует первичная профсоюзная организация, и в ней состоит более 50% от трудового коллектива, то данная организация является представительским органом для сотрудников.
  • В случае наличия нескольких профсоюзных организаций, они могут создавать общий представительский орган, но только при условии, что в данных организациях находится более половины от штатной численности работников.
  • Если же на предприятии нет профсоюзных организаций, или, когда численность работников в готовых составить общий представительский орган профсоюзах составляет менее 50%, работники вправе сформировать путем тайного ания отдельный представительский орган.

Кто не может участвовать в коллективных переговорах

Требования статьи 36 ТК РФ ограничивают круг лиц, которые имеют возможность участвовать в коллективных переговорах. Данные ограничения приняты с целью максимальной защиты прав трудящихся и обеспечения беспристрастного проведения рассматриваемой процедуры. В частности, не могут участвовать в коллективных переговорах следующие лица:

  • Трудящиеся, представляющие интересы работодателя, но собирающиеся участвовать в переговорах со стороны рабочего коллектива.
  • Организации, прямо или косвенно финансируемые за счет работодателя и зависимые от него.
  • Партии, органы самоуправления и представители исполнительной власти также не могут участвовать в коллективных переговорах.

Из данного порядка могут иметь место исключения, рассматриваемые федеральным законодательством. В первую очередь, означенные исключения касаются особого порядка регулирования деятельности отдельных категорий госслужащих, сотрудников МВД и других государственных органов.

Как определяется день начала коллективных переговоров

Особый порядок в законодательстве предусматривается и для определения сроков и дат ведения коллективных переговоров. В частности, инициировать их может любая из сторон трудовых взаимоотношений.

Однако она должна направить второй стороне уведомление. На данное уведомление вторая сторона взаимоотношений обязана ответить в течение семи дней с момента получения ей письма или иного уведомления.

Непосредственно день начала коллективных переговоров определяется как следующий после дня получения рассматриваемого ответа стороной-инициатором переговоров. Нарушение означенных сроков работодателем может повлечь за собой привлечение к административной ответственности соответственно статье 5.27 КоАП РФ.

Если день, приходящийся на день начала коллективных переговоров является выходным для работодателя или профсоюза, то днем их начала считается следующий за ним ближайший рабочий день для обеих сторон.

Коллективные переговоры: порядок ведения, день начала, уведомление, понятие, значение, схема

Коллективные переговоры

В процессе работы любой компании часто возникают моменты, когда требуется проведение диалога между представителями работодателя и работниками.

Такие ситуации могут быть обусловлены необходимостью составления либо внесения необходимых изменений в уже имеющийся коллективный договор, осуществления разработки планов для лучшего функционирования организации и существования социального партнерства.

В этом случае идеальным станет проведение предметных коллективных переговоров, осуществление которые подразумевает проведение дискуссии и последовательное принятие необходимых решений. Понятие коллективных переговоров прочно вошло в практику большинства современных компаний, позволяя оптимизировать процессы и добиваться повышения производительности любого вида деятельности.

Понятие и назначение КП

Коллективные переговоры представляют собой обмен мнениями между работодателем и работниками обеспечивает возможность ведения двустороннего диалога.

Это дает широкие возможности для улучшения качества работы отдельно взятого сотрудника или подразделения.

Также с помощью регулярного проведения коллективных переговоров можно добиться получения более высокого результата работы всей компании.

Начинаться и проводиться такие переговоры могут по инициативе любой из сторон. На них обычно решаются все текущие вопросы, разрабатываются договора для внутреннего применения.

Результативность работы при проведении коллективных переговоров повышается, устраняются вероятные конфликты и разногласия как между сотрудниками, так и между представителями работодателя и представителями работников фирмы.

Нормативное регулирование

Инициативу к проведению такого вида переговоров может выдвигать профсоюзная организация, которая выполняет данную функцию, если она имеется в компании. Для осуществления такого вида переговоров инициатором может стать как работодатель (его представители), так и работник фирмы.

Конвенцией Международной организации труда №154 регламентируется понятие коллективных переговоров. Согласно ее положениям, коллективные переговоры следует отнести к типу переговоров, для ведения в которых принимают участие предприниматели, а также группы предпринимателей, одна или несколько организаций в виде представителей с одной стороны.

Любые виды переговоров предполагают наличие двух сторон. С другой стороны могут участвовать в коллективных переговорах одна или несколько организаций. Вопросами за повестке дня при проведении данного типа переговоров может стать составление, внесение изменений и утверждение договоров для внутреннего применения, рассмотрение вопросов, касающихся занятости работников.

При наличии в компании профсоюзов право на ведение коллективных переговоров предоставляется ее членам, которые выбирают председателя. Составляется повестка дня, на которой будут рассмотрены наиболее важные вопросы. Результаты осуществленных коллективных переговоров фиксируются в виде документально оформленных решений.

Проведение коллективных переговоров

Весь процесс осуществления коллективных переговоров регламентируется положением компании о ведении данного вида диалога. Представители профсоюза ведут такие переговоры, составляется повестка дня. Она может состоять из одного или нескольких пунктов. В соответствии с ней рассматривается последовательность вопросов.

Кто может участвовать

Для осуществления коллективных переговоров требуется участие двух сторон.

  • Это могут быть предприниматели, группы предпринимателей, одна либо несколько организаций с одной стороны.
  • С другой стороны могут участвовать в коллективных переговорах одна или несколько организаций.

Что понадобится для проведения

При проведении запланированных коллективных переговоров рассматриваются вопросы, касающиеся работы конкретной компании и взаимодействия работодателя и работников. Для проведения переговоров разрабатывается положение о порядке проведения переговоров.

Такое Положение утверждается руководителем предприятия с одной стороны, а с другой — представителем работников. Это может быть член профсоюзной организации. Скачать бланк-пример документа можно здесь.

Примерное положение о порядке ведения коллективных переговоров по подготовке, заключению, изменению и дополнению коллективного договора (образец)

Алгоритм проведения

К такому Положению по законодательству должен прилагаться график проведения переговоров, что помогает оптимизировать время и процесс рассмотрения рабочих вопросов, которые будут присутствовать на повестке дня.

Члены таких переговоров на время их ведения могут быть освобождены от осуществления основных обязанностей, этот вопрос предварительно согласовывается с руководством предприятия.

На принятие решения по поставленным вопросам в процессе ведения коллективных переговоров выделяется максимум три месяца, на протяжении которых обеими сторонами решаются все вопросы, поставленные на повестку дня в начале ведения данного вида переговоров.

Предложение о проведении коллективных переговоров можно скачать здесь.

Предложение о проведении коллективных переговоров (образец)

Уведомление о начале КП вы найдете здесь.

Уведомление о начале коллективных переговоров (образец)

Бланк приказа скачайте тут.

Приказы на КП

Результаты

Грамотно выполненные коллективные переговоры заканчиваются подписанием рассматриваемых документов. Это могут стать такие вопросы, как порядок ведения рабочего процесса, рассмотрение дисциплинарных взысканий, регулирование текущих правовых и рабочих взаимоотношений между работодателем и нанятыми работниками.

При неурегулировании любого из вопросов должен быть составлен протокол разногласий, в котором указываются текущие вопросы, стоявшие на повестке дня и по которым в ходе диалога не было принято конструктивного решения.

Проведенный коллективный договор после его согласования подписывается представителями обеих сторон, их представителям предоставляются оригиналы решений (в виде официального документа) по всем рассмотренным в ходе проведенного диалога вопросам.

Действие его распространяется и проводится в рабочий процесс для всех участников проведенных коллективных переговоров.

Алгоритм проведения коллективных переговоров

Ответственность за невыполнение достигнутых договоренностей

Контроль за точностью реализации обязательств сторонами проведенных коллективных переговоров осуществляется сторонами и органом по труду, который занимается регулированием трудовых взаимоотношений. По статье 51 Трудового кодекса России в течение не больше одного месяца сторонами предоставляются данные о выполнении достигнутых договоренностей.

В этом видео изложена процедура организации и проведения коллективных переговоров работников с работодателем:

Источник: http://uriston.com/trudovoe-pravo/vzyskaniya/reshenie-sporov/kollektivnye-peregovory.html

Глава 6. Коллективные переговоры

Коллективные переговоры

Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

Не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Статья 37. Порядок ведения коллективных переговоров

Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.

Две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (далее – единый представительный орган). Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган. Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.

Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным анием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным анием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.

Первичная профсоюзная организация, единый представительный орган либо иной представитель (представительный орган) работников, наделенные правом выступить с инициативой проведения коллективных переговоров в соответствии с частями второй – четвертой настоящей статьи, обязаны одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале указанных коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа. Если в указанный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа. В случае, когда представителем работников на коллективных переговорах является единый представительный орган, члены указанного органа представляют сторону работников в комиссии по ведению коллективных переговоров.

Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, одного или нескольких субъектов Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов).

При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

Статья 38. Урегулирование разногласий

Если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий. Урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, соглашения, производится в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Статья 39. Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах

Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев.

Все затраты, связанные с участием в коллективных переговорах, компенсируются в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашением. Оплата услуг экспертов, специалистов и посредников производится приглашающей стороной, если иное не будет предусмотрено коллективным договором, соглашением.

Представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя, за исключением случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, за который в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами предусмотрено увольнение с работы.

Глава 6. Коллективные переговоры

Источник: http://www.macsystems.ru/%D0%A2%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81_%D0%A0%D0%A4/%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B0_6_%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%8B

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.