+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Порядок и сроки проведения специальной оценки условий труда

Содержание

Специальная оценка условий труда: порядок проведения, ответственность работодателя

Порядок и сроки проведения специальной оценки условий труда

Источник: http://www.klerk.ru/buh/

Получите документы по теме бесплатно

Кто должен проводить специальную оценку условий труда, в какие сроки, какая ответственность предусмотрена за непроведение или за нарушение порядка проведения спецоценки. Эти и другие вопросы мы рассмотрим в данной статье.

Одной из основных обязанностей работодателя является обеспечение своим сотрудникам безопасных условий труда на рабочих местах (ст. 212 ТК РФ). Проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах является одним из мероприятий, которые проводит работодатель для исполнения этой обязанности.

1 января 2014 года вступил в силу федеральный закон от 26.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон), который ввел новую процедуру, – специальную оценку условий труда (СОУТ). Она заменила аттестацию рабочих мест

СОУТ направлена на выявление вредных и опасных факторов производственной среды, оценку уровня их воздействия на работника (ч. 1 ст. 3 Закона).

По итогам проведения специальной оценки труда работодатель:

  • определяет классы (подклассы) условий труда;
  • обеспечивает работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • устанавливает для сотрудников предусмотренные законодательством гарантии и компенсации;
  • организовывает предварительные и периодические медосмотры
  • устанавливает дополнительный тариф взносов в ПФР;
  • рассчитывает скидку (надбавку) к страховому тарифу взносов на травматизм;
  • подготавливает статистическую отчетность об условиях труда.

СОУТ обязателен, но не для всех

Каждый работодатель должен проводить специальную оценку, независимо от формы собственности.

Исключение составляют следующие категории сотрудников:

  • надомники;
  • дистанционные работники;
  • сотрудники, вступившие в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями

Организовать и оплатить специальную оценку должен работодатель (ч. 1 ст. 8 Закона). При этом оценка проводится им совместно со специализированной организацией, привлеченной на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Закона).

Для того чтобы понять, в какие сроки необходимо провести плановую спецоценку, обратимся к схеме:

Сроки проведения плановой специальной оценки рабочих мест, созданных до 01.01.2014

Специальная оценка проводится не реже одного раза в 5 лет. Срок исчисляется со дня утверждения отчета о ее проведении (ч. 4 ст. 8 Закона).

Однако, если проведенная спецоценка подтвердит оптимальные или допустимые условия на рабочих местах, а в течение 5 лет с даты утверждения отчета в организации не будут выявлены профзаболевания и не произойдет несчастный случай – результаты такой спецоценки автоматически продлеваются на следующие 5 лет. Но в случае выявления вредных/опасных условий труда данные рабочие места подлежат плановой спецоценке каждые 5 лет.

Ситуация: Потенциально вредные условия труда

Для потенциально вредных/опасных условий труда в Законе четко не оговорен срок проведения плановой спецоценки. Но тем не менее для этих категорий рабочих мест оценку условий труда следует проводить в кратчайшие сроки.(конец врезки)

Оценка вне плана

В некоторых случаях работодателю необходимо провести специальную оценку внепланово, то есть ранее, чем по прошествии 5 лет (ч. 1 ст. 17):

  • при введении нового рабочего места;
  • при наличии предписания ГИТ о проведении спецоценки;
  • при изменении технологического процесса на рабочем месте, при замене производственного оборудования, состава применяемых материалов, сырья и т.д.;
  • если произошел несчастный случай на рабочем месте (не по вине третьих лиц);
  • если выявлено профессиональное заболевание;
  • если имеется мотивированное предложение выборного органа первичной профорганизации о проведении внеплановой СОУТ.

Срок проведения внеплановой спецоценки составляет 6 месяцев. Причем если организация начала свою деятельность после 1 января 2014, все рабочие места считаются вновь созданными и подлежат спецоценке в течение 6 месяцев.

Комиссия СОУТ

Проведение СОУТ начинается с созыва комиссии с нечетным количеством членов. Ее инициирует приказ руководителя организации.

В комиссию входит специалист по охране труда или специалист, привлекаемый работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), а также представитель профсоюза, если такой имеется. В том же приказе руководитель должен указать, кто возглавит комиссию – он сам или назначенное им лицо.

Важно: Аналогичные рабочие места

Комиссия утверждает перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке, и указывает, какие из них являются аналогичными (ч. 5-7 ст. 9 Закона).

Следует отметить, что СОУТ проводится только в отношении 20% аналогичных рабочих мест (но не менее чем двух мест), и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ч. 1 ст. 16 Закона). Согласно ст.

9 Закона таковыми считаются рабочие места, которые отвечают одновременно следующим условиям:

  1. расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
  2. оборудованные одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  3. на которых трудятся работники:
  • одной и той же профессии (должности, специальности), выполняющие одинаковые трудовые функции;
  • в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса;
  • с использованием одинакового производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
  • обеспеченные одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Всегда ли нужно привлекать специализированную организацию?

Одновременно фирма обязана выбрать и заключить договор со специализированной организацией на проведение СОУТ.

На следующем этапе в дело вступает специализированная организация. Ее задача – идентифицировать вредные либо опасные факторы труда. Проще говоря, решить, может ли нанести вред здоровью человека его работа, а если может, то чем именно. Вредные факторы перечислены в Классификаторе, утвержденном Приказом Минтруда N 33н от 24.01.2014.

Следует отметить, что идентификация не осуществляется в отношении (ч. 6 ст. 10 Закона):

  • рабочих мест сотрудников, профессии, должности или специальности которых включены в списки на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • рабочих мест, на которых сотрудникам в соответствии с законодательством предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации или специальной оценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

При этом остальные процедуры специальной оценки по отношению к этим рабочим местам проводятся.

Итак, эксперт специализированной организации проводит идентификацию, а ее результаты утверждает комиссия работодателя (ч. 2 ст. 10 Закона).

Если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не выявлены, то дальнейшие исследования не проводятся (ч. 4 ст. 10 Закона).

По таким рабочим местам, а также местам, условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми, работодатель подает в свою трудинспекцию декларацию соответствия условий труда государственным требованиям.

Ситуация: Выявлены вредные или опасные производственные факторы

Если вредные/опасные производственные факторы выявлены, то комиссия принимает решение о проведении исследований и измерений данных факторов (ч. 5 ст. 10 Закона). Закончив измерять вредные факторы, экспертная организация и комиссия проверяемой фирмы составляют отчет об итогах спецоценки.

Его подписывают все члены комиссии и утверждает ее председатель. Форма отчета есть в Приказе Минтруда N 33н от 24.01.2014 г. К нему прикладываются карты оценки каждого рабочего места, прошедшего процедуру.

В результате условия труда делятся на классы и подклассы по степени вредности, работники получают те или иные гарантии и компенсации, а также определятся дополнительный тариф взносов в ПФР.

Характеристика условий труда

КлассПодклассУсловия трудаРазмер доп.тарифаХарактеристики класса (подкласса)
1ОптимальныеВредные (опасные) факторы отсутствуют или не превышают норм.
2ДопустимыеВредные (опасные) факторы не превышают норм; функциональное состояние работника восстанавливается за время междусменного отдыха.
33.1Вредные1 степени2%После воздействия вредных (опасных) факторов состояние организма работника восстанавливается при более длительном времени, чем междусменный отдых; увеличивается риск повреждения здоровья.
3.2Вредные2 степени4%Вредные (опасные) факторы способны вызвать появление и развитие начальных форм профзаболеваний или профзаболеваний легкой степени тяжести (без потери трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (15 и более лет).
3.3Вредные3 степени6%Вредные (опасные) факторы способны вызвать появление и развитие у работника профзаболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности.
3.4Вредные4 степени7%Вредные (опасные) факторы способны привести к появлению и развитию у работника тяжелых форм профзаболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.
4Опасные8%Вредные (опасные) факторы, воздействующие на работника в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу его жизни, а их последствия обусловливают высокий риск развития острого профзаболевания в период трудовой деятельности.

Оценка проведена, а что дальше?

Но на этом обязанности работодателя не заканчиваются. Он должен ознакомить сотрудников под роспись с результатами оценки, проведенной на их рабочих местах в течение 30 календарных дней со дня утверждения вышеуказанного отчета (ч. 2 ст. 5 и ч. 5 ст. 15 Закона).

В этот срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Важно: обновите информацию на сайте

А если у организации имеется официальный сайт – то она должна организовать размещение на нем сводных данных о результатах оценки:

  • об установленных классах (подклассах) условий труда;
  • о перечне мероприятий по улучшению этих условий.

Сделать это нужно в тот же срок – 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки (ч. 6 ст. 15 Закона).

Сведения о результатах специальной оценки также нужно отразить в таблице 10 формы 4-ФСС.

У работников тоже есть обязанность – ознакомиться с результатами СОУТ (ч. 2 ст. 5 Закона). Отказ от исполнения этой обязанности может быть признан работодателем нарушением требований охраны труда. Такой отказ является основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности (абз. 2 ч. 1 ст. 214, ст. 192 ТК РФ).

Специализированная организация обязана передать результаты проведенной оценки в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ч. 1 ст. 18 Закона).

За нарушение порядка проведения либо за непроведение СОУТ предусмотрена административная ответственность, ее размер указан в таблице.

Ответственность за нарушения правил спецоценки

Норма КоАП РФПравонарушениеОтветственность
должностных лицИПорганизаций
ч. 2 ст. 5.27.1Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведениеПредупреждение или 5 000 – 10 000 руб.Предупреждение или 60 000 – 80 000 руб.
ч. 5 ст. 5.27.1Совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение30 000 – 40 000 руб. или дисквалификация на 1 – 3 года30 000 – 40 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток100 000 – 200 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток
ч. 1 ст. 14.54Нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, порядка ее проведения20 000 – 30 000 руб.Нет70 000 – 100 000 руб.
ч. 2 ст. 14.54Совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.54 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение40 000 – 50 000 или дисквалификация на 1 – 3 года100 000 – 200 000 или приостановление деятельности на срок до 90 суток

Нарушением порядка проведения СОУТ могут быть признаны следующие действия/бездействие работодателя:

  1. несоблюдение срока проведения спецоценки;
  2. неознакомление сотрудников с результатами спецоценки на их рабочих местах;
  3. нарушение порядка оформления результатов спецоценки;
  4. проведение спецоценки:
  • без привлечения специализированной организации;
  • без формирования комиссии по ее проведению;
  • не на всех рабочих местах.

Источник: https://otchetonline.ru/art/buh/55797-special-naya-ocenka-usloviy-truda-poryadok-provedeniya-otvetstvennost-rabotodatelya.html

Сроки проведения соут специальная оценка условий труда – СИЗ, нормы, инструкции

Порядок и сроки проведения специальной оценки условий труда

Сроки специальной оценки условий труда регламентированы ч. 4 ст. 8 закона «О Специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Этот нормативный документ определяет три вида СОУТ – плановый, внеплановый и для новых организаций.

Законодательство обязывает всех работодателей в РФ проводить специальную оценку условий труда, но предусмотрены некоторые исключения. Нет необходимости проводить оценку в для следующих работников:

  • надомники;
  • дистанционные работники;
  • сотрудники работодателей — физических лиц, не являющихся ИП.

Согласно ч. 6 ст. 27 закона о спецоценке, в отношении некоторых рабочих мест спецоценка может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года.

Периодичность СОУТ

Плановая специальная проверка условий труда проходит раз в 5 лет.

Новосозданные организации должны пройти первую процедуру в течение 6-ти месяцев со дня своей регистрации. В последствии, новые компании как и  остальные организации обязаны проходить плановую проверку с интервалом 5 лет. Новый срок отсчитывается от даты проведения предыдущей оценки.

Внеплановая СОУТ проводится в течение 6-12 месяцев, после выявления потенциально опасных факторов, в зависимости от возникших обстоятельств.

Специальная оценка условий труда должна быть проведена в течении 6 месяцев, если:

  • получено предписание о проведении внеплановой спецоценки;
  • в производстве начинают использовать новые материалы или сырье, которые могут опасны для здоровья персонала;
  • вводятся новые средства индивидуальной и коллективной защиты (возможно изменение класса вредности, что может снизить выплаты за вредность);
  • произошел несчастный случай на производстве;
  • врачебной комиссией установлен факт профессионального заболевания;
  • профсоюз выдвигает требование о проведении внеплановой СОУТ.

СОУТ должна быть проведена в течении 12 месяцев, если:

  • вводятся новые рабочие места;
  • меняется производственное оборудование или технологические процессы.

Своевременность проведения СОУТ

При своевременном проведении процедуры организация получает ряд преимуществ:

  • Высокий уровень безопасности на производстве и минимизация риска травматизма.
  • Скидки к страховым тарифам.
  • Успешное прохождение проверок надзорными органами.
  • Возможность получения лицензий на определенные виды деятельности.

В случае уклонения или пропуска сроков проведения специальной оценки условий труда, на работодателя может быть наложен штраф в размере от 30 до 200 тысяч рублей.

АЦ СОУТ проведет специальную оценку условий труда в краткие сроки.

Подать заявку вы можете по телефону +7(495)125-14-12 или через форму на сайте.

График проведения специальной оценки условий труда (образец)

1234
1Подготовка и согласование проекта Приказа «О проведении специальной оценки условиям труда в _______________________________
2Составление перечня рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест
3Выявление на рабочих местах источников вредных и (или) опасных факторов и самих вредных и (или) опасных факторов
4Сопоставление выявленных на рабочих местах факторов с факторами, указанными в Классификаторе
5Принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов и (или) составление декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
6Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов
7Определение продолжительности воздействия факторов производственной среды на работников
8Оформление протоколов измерений и оценок уровней факторов производственной среды и трудового процесса
9Отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда
10Оценка обеспеченности работников СИЗ
11Оценка защищенности работников СИЗ
12Оценка эффективности выданных работнику СИЗ
13Оформление протоколов оценки эффективности СИЗ
14Оценка фактического состояния условий труда при сочетании всех факторов производственной среды и трудового процесса, эффективности средств индивидуальной защиты.
15Определение рабочих мест на которых класс (подкласс) условий труда может быть снижен, при необходимости (снижение более чем на одну степень) согласование с ТО  Роспотребнадзора
16Определение контингента работников на предоставление гарантий и компенсаций за вредные условия труда
17Заполнение и распечатка карт специальной оценки условий труда
18Оформление сводных (ой) ведомостей  и результатов специальной оценки условий труда
19Разработка перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников
20Составление декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
21Утверждение отчета о проведении специальной оценки условий труда
22Организация ознакомления работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах
23Предоставление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда результатов проведения специальной оценки условий труда
24Организация размещения на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда (при наличии)

Источник: https://asout.ru/articles/periodichnost-provedeniya-sout

Периодичность проведения СОУТ

Специальная оценка условий труда – процедура, безусловно, обязательная для каждого работодателя в России. Однако четкого регламента ее проведения до сих пор не существует.

И, хотя порядок СОУТ оформлен на официальном уровне, в нем есть довольно либеральные тезисы. Например, сроки проведения соут в организации. Как следует из п.6 ст.

27 Закона «О специальной оценке условий труда», проверку некоторых мест разрешено проводить поэтапно, главное – завершить ее до конца декабря 2018 года.

Суды по-разному оценивают это требование и порой выносят разноречивые постановления. Случается, что штрафы за упущенные сроки проведения СОУТ достигают двухсот тысяч рублей. Чтобы избежать финансовых потерь, работодателю нужно ясно понимать, с какой периодичностью проводится СОУТ, чем отличаются первичная и последующие проверки, каков срок действия СОУТ и проч.

СОУТ: периодичность проведения и сроки

Начиная свою деятельность, новая организация порой даже не подозревает, какие мероприятия ей необходимо будет провести – даже если они носят сугубо формальный характер. Любое предприятие в России по закону обязано пройти процедуру СОУТ.

Сроки проведения впервые (для новых организаций) составляют не более полугода. То есть, после регистрации компании работодатель должен провести проверку условий труда в первые 6 месяцев своей работы.

Если предприятие существует свыше полугода, а проверка с момента его образования ни разу не проводилась, то сделать это необходимо как можно быстрее, а лучше, как говорится, еще вчера.

Результаты спецоценки действуют 5 лет, с момента выдачи отчета по итогам проверки.

Проведение СОУТ на рабочем месте, согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, объясняется тем, что работодатель обязуется обеспечить:

  • безопасность и охрану труда работников;
  • информирование сотрудников о том, в каких условиях они работают и др.

Также из ст.219 Трудового кодекса следует, что сотрудники могут рассчитывать на:

  • безопасность и охрану условий, в которых они трудятся;
  • информирование об опасности/вредности этих условий.

Нанимаясь на работу, человек имеет полное право потребовать у своего работодателя информацию об уровне риска и потенциальных (или реальных) вредных факторах в процессе работы. Даже если это касается банального нахождения у экрана компьютера.

Если работодатель игнорирует это право и не озвучивают информацию наемному сотруднику, тот может обратиться в орган госнадзора. Сам факт такого обращения уже означает для работодателя штраф в размере 80 тысяч рублей и требование срочной спецоценки условий труда. Если предписание госнадзора остается без внимания, организации грозит приостановка деятельности до 90 календарных дней.

Итоги СОУТ: что делать с результатами проверки?

По итогам оценки вредные факторы могут быть:

  • Не выявлены вообще. В этом случае рабочее место можно задекларировать в Трудовой инспекции. Раз условия работы на этом месте соответствуют нормам охраны труда, значит, проводить проверку этого места в дальнейшем не нужно. Если в дальнейшие 5 лет работодатель не будет реорганизовывать рабочее место, то внеплановая СОУТ ему не понадобится. Декларация будет автоматически продлена.
  • установлены и классифицированы положенным образом Тогда срок действия СОУТ составляет 5 лет. Но закон не допускает прерывания в проверках. Поэтому по истечении пяти лет работодатель должен иметь уже результаты обязательно АРМ (аттестации). Аттестация рабочего места – по своему смыслу та же процедура, что и СОУТ, только под другим названием. Если работодатель провел АРМ не позднее 1.01.2014, то ему разрешено не делать никаких проверок вплоть до истечения срока действия аттестации.

Источник: http://rossiz.ru/sroki-provedeniya-sout-spetsialnaya-otsenka-usloviy-truda/

Специальная оценка условий труда: понятие, порядок и сроки проведения

Порядок и сроки проведения специальной оценки условий труда

Условия труда должны периодически подвергаться специальной проверке. Периодичность ее проведения предусмотрена законодательством Российской Федерации и Трудовым кодексом.

Что такое специальная оценка условий труда

Специальная оценка – это меры по определению вредных и (или) опасных производственных факторов и установлению их влияния на человека. После этой процедуры определяются классы и подклассы по особенностям трудового процесса на работе.

Кому и в каких случаях нужно проводить оценку

Возникли различия между списками рабочих мест, где предусмотрена оценка сейчас, в сравнении с проходившими аттестацию рабочими местами раньше.

Раньше аттестация требовалась в случае использования ручного инструмента, механизмов, установок, машин, аппаратов, устройств и транспортных средств, которые представляют источник опасности. Теперь спецоценка проводится независимо от этих факторов.

Изменения произошли также касаемо сотрудников, чьи условия труда связаны с работой дома. Сейчас условия труда этих служащих также оцениваются.

Места работы в офисе подлежат спецоценке, хотя ранее в законодательстве не было четкой позиции по данному вопросу.

Вам может быть интересно: Порядок расторжения срочного трудового договора по разным основаниям

Порядок проведения СОУТ

В части первой статьи восьмой ФЗ «О СОУТ» от 29.12.2013 № 426-ФЗ сказано, что наниматель обязуется проводить на предприятии оценку тяжести условий труда и контролировать периодичность оценок.

Для этого он заключает договор об оказании услуг с компанией, основной профиль работы которой – спецоценка. Такое учреждение владеет критериями оценки и соответствует нормам ст.

19 Федерального закона о специальной оценке условий труда.

Подготовка к проведению СОУТ состоит из нескольких этапов:

  • составление плана организации процесса оценки;
  • издание приказа о проведении;
  • заключение договора со специализированной компанией;
  • создание комиссии, где задействованы представители работодателя и эксперты компании, которая проводит оценку качества трудового процесса;
  • подготовка перечня, где отражены условия труда по рабочим местам служащих;
  • составление графика проведения оценок;
  • ведение протокола процедуры.

В начале процесса организация-заказчик готовит комиссию, куда входит нечетное количество представителей, среди них сотрудник службы охраны труда и представитель профсоюзного органа. Во главе комиссии находится представитель предприятия-заказчика.

Рекомендуем к прочтению: Право работающих пенсионеров на дополнительный отпуск

В том случае, если организация, где нужно провести оценивание, относится к индивидуальным предпринимателям, то в комиссию входят:

  • собственник либо лицо, представляющее его интересы;
  • сотрудник, который занимается охраной труда;
  • участник профсоюза.

Перед началом работы утверждают перечень рабочих мест сотрудников и составляют классификацию, выделяют аналогичные места. Признаки аналогичных мест:

  • располагаются в сходных производственных подразделениях;
  • оборудованы по аналогичной схеме обеспечения жизнедеятельности: отопление, свет, вентиляция;
  • на которых осуществляют деятельность служащие в похожих должностях с аналогичными обязанностями, одинаковым графиком работы, где условия труда подразумевают одно и то же рабочее время в рамках одного производственного процесса.

Юридическое лицо обязуется предоставить компании, которая проводит оценивание, все положения и документацию, определяющую особенности всех мест по условиям труда.

Вам может быть интересно: Нормы суточных командировочных расходов

Сроки проведения

Периодичность инициирования оценки определена ФЗ № 426, где указано, что оценивание проводится один раз в пять лет. Отсчет начала срока происходит с даты отчета о предыдущей спецоценке.

Сроки СОУТ могут поменяться по таким причинам:

  • введение новых рабочих мест;
  • предписание трудовой инспекции о необходимости проведения внеочередной проверки из-за обнаруженных нарушений в сфере охраны труда;
  • обнаружение факторов, повышающих угрозу жизни и здоровья служащих, задействованных в производственном процессе;
  • смена защитных средств;
  • при выявлении профзаболеваний у трудящихся, которые возникли в результате вредных факторов;
  • если произошел несчастный случай;
  • поступило требование профсоюза о проведении внеочередной процедуры.

ВНИМАНИЕ! Для создания внеплановой оценки, если появляются новые рабочие места, внедрено другое оборудование, наступили изменения в процессе производства, отводится один год. Если наступают другие упомянутые ранее условия, проверка проводится в течение полугода.

Результаты

Результаты спецоценки оформляются отчетом, содержащим такие данные:

  • сведения о компании, которая провела оценивание;
  • список по рабочим местам, где проводилась проверка, с описанием обнаруженных угрожающих факторов;
  • протокол выполненной работы;
  • информация о классах условий труда;
  • протокол, содержащий оценку эффективности средств защиты;
  • декларация СОУТ.

Отчет подписывают лица, вошедшие в состав комиссии, и ее председатель.

Организации, проводящие специальную оценку условий труда

Компания, которая проводит оценивание, соответствует определенным требованиям:

  • оказание услуг на организацию спецоценки зафиксировано в уставе как основная деятельность;
  • в компании работают от 5 экспертов, у одного из них должно быть профильное образование и сертификат по специальности «врач по гигиене или по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям»;
  • в организационной структуре есть специализированное подразделение с подтвержденным правом выполнения измерений для контроля вредности факторов производства либо организация имеет договор с аккредитованной для выполнения подобных исследований лабораторией.

Рекомендуем к прочтению: Переход на электронные трудовые книжки в России

Экспертом по оценке может быть назначен сотрудник, имеющий стаж работы в лаборатории три года и более. Не так давно в Минтруде учрежден реестр экспертов, у которых имеется высшее образование, опыт практической работы в лабораториях, дополнительное обучение по СОУТ.

Ответственность за непроведение СОУТ

Возникновение ответственности за несвоевременную спецоценку определено Кодексом об административных правонарушениях. Субъекты малого предпринимательства, которые не провели спецоценку в установленные сроки, обязуются заплатить штраф от 5 до 10 тысяч, для предприятий эта сумма существенно выше: 60 000–80 000 рублей.

ВНИМАНИЕ! Если непроведение СОУТ приобретает систематический характер, то будет наложено взыскание в сумме до двухсот тысяч рублей, должностных лиц, ответственных за данное мероприятие, отстранят от должности, а функционирование предприятия будет остановлено на период до трех месяцев.

Когда наступил несчастный случай, нанесен ущерб из-за не организованной вовремя спецоценки, причинен тяжкий вред здоровью работника, то для работодателя наступает уголовное наказание.

Своевременная спецоценка защитит юридическое лицо от дополнительных расходов и неприятных последствий. Соблюдая трудовое законодательство, работодатель заботится не только о комфорте и безопасности работников, но и об обеспечении непрерывности процесса производства и хорошей репутации предприятия.

(: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://o-kadrah.ru/trudovye-spory/spetsialnaya-otsenka-truda

Проводим специальную оценку условий труда

Порядок и сроки проведения специальной оценки условий труда

Из статьи Вы узнаете:

1. Как подготовиться и документально оформить проведение специальной оценки условий труда.

2. Из каких этапов состоит процесс проведения специальной оценки условий труда, каковы функции работодателя в этом процессе.

3. Как оформляются результаты специальной оценки условий труда и где их нужно отразить.

4. Какими законодательными и нормативными актами руководствоваться при проведении специальной оценки условий труда.

В предыдущей статье мы выяснили, зачем нужна специальная оценка условий труда и кто должен ее проводить. Напомню, что по законодательству все работодатели должны проводить специальную оценку в отношении практически всех рабочих мест (за небольшим исключением).

Теперь самое время перейти к практической стороне вопроса – то есть непосредственно к проведению специальной оценки условий труда.

В этой статье предлагаю подробно рассмотреть порядок действий при проведении спецоценки, на какие моменты стоит обратить особое внимание при подготовке, в процессе проведения и при утверждении результатов специальной оценки условий труда.

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Специальная оценка условий труда проводится работодателем совместно со специализированной организацией, привлекаемой на основании гражданско-правового договора.

Последовательность действий при проведении специальной оценки условий труда подробно описана в Федеральном законе от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (гл. 2).

Я не буду переписывать закон, а для лучшего понимания выделю основные этапы проведения специальной оценки и их ключевые моменты.

1. Создание комиссии по проведению специальной оценки условий труда.

Руководитель (индивидуальный предприниматель) издает приказ, которым назначает состав комиссии (должен быть нечетным), ее руководителя, а также перечень работ по специальной оценке условий труда. Кроме того утверждается график проведения специальной оценки условий труда.

Скачать Образец приказа о проведении специальной оценки условий труда

Скачать  Образец приказа об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Согласно п. 3 ст. 9 закона № 426-ФЗ в комиссию для проведения специальной оценки условий труда должен входить в том числе специалист по охране труда. Однако такой специалист есть далеко не у каждого работодателя, как быть в этом случае? В соответствии с ТК РФ (ст.

217) если работодатель осуществляет производственную деятельность и численность работников превышает 50 человек, то у него должна быть организована служба охраны труда или выделен специалист по охране труда.

Если же численность работников не превышает 50 человек и при отсутствии отдельной службы или специалиста, работодатель (индивидуальный предприниматель или руководитель организации) может возложить на себя функции по охране труда, или передать эти функции другому работнику, стороннему специалисту или организации, привлеченным по договору гражданско-правового характера и оказывающим услуги по охране труда. Таким образом, в некоторых случаях допускается возложение обязанностей по охране труда непосредственно на руководителя (индивидуального предпринимателя), однако независимо от того, кто назначен ответственным, документы по охране труда должны быть в наличии и оформлены надлежащим образом.

! Обратите внимание: перед проведением специальной оценки условий труда следует привести в порядок документацию по охране труда (журнал учета инструктажей по пожарной безопасности и т.д.

) так как представители специализированной организации, проводящей специальную оценку условий труда, могут запросить указанные документы.

Подробно описывать весь состав документов и порядок их заполнения в данной статье я считаю нецелесообразным, при необходимости Вы можете найти соответствующие приказы и рекомендации  Минтруда России  (например, «Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда» от 13.05.2004).

Однако как минимум необходим приказ о назначении ответственного за охрану труда, как мы выяснили, им может быть штатный специалист или служба охраны труда, привлеченные специалист или организация или сам руководитель (индивидуальный предприниматель).

Скачать  Образец приказа о назначении ответственного за охрану труда

2. Определение рабочих мест, подлежащих специальной оценке.

Комиссия определяет перечень рабочих мест, в отношении которых будет проводится специальная оценка условий труда, а также выявляет аналогичные рабочие места. При наличии аналогичных рабочих мест спецоценка проводится в отношении 20 процентов таких рабочих мест (но не менее двух), а результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

Аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (п. 6. ст. 9 закона № 426-ФЗ). Например, если два бухгалтера работают в одном офисе в одинаковых условиях, то эти места считаются аналогичными. Однако если в том же офисе в таких же точно условиях работает юрист, то рабочее место юриста не является аналогичным рабочему месту бухгалтера, так как у них разные должности.

! Обратите внимание: перед заключением договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, необходимо проверить штатное расписание и другие кадровые документы (трудовые договоры, должностные инструкции и т.д.).

Дело в том, что спецоценка проводится в отношении рабочих мест работодателя, количество и состав которых определяются как раз по штатному расписанию. Первым делом специализированная организация запросит штатное расписание и в соответствии с ним определит состав подлежащих проверке рабочих мест, а, соответственно, и стоимость своих услуг.

То есть в интересах работодателя, чтобы штатное расписание (последняя его редакция) было актуальным, чтобы в нем отсутствовали «лишние» должности (которые, например, были ранее, но потом их упразднили или переименовали и т.д.).

Но в то же время, если Вы планируете в ближайшем будущем создать новые рабочие места (новый отдел, новые должности), то целесообразно их создать и ввести до проведения специальной оценки условий труда, так как если это сделать потом, возникнет необходимость проводить внеплановую специальную оценку условий труда (ст. 17 закона № 426-ФЗ).

3. Заключение договора со специализированной организацией на проведение специальной оценки условий труда.

Обратите внимание: специализированная организация должна соответствовать определенным требованиям, установленным законодательством (ст. 19 Закона № 426-ФЗ).

Перечень аккредитованных организаций можно посмотреть на сайте Минтруда РФ

4. Проведение специализированной организацией идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и их измерение (при выявлении таких факторов).

5. Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

В отношении рабочих мест, на которых не выявлены опасные факторы, работодатель подает в трудовую инспекцию декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Форма и порядок предоставления декларации установлены Приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда».

Скачать форму  Декларация соответствия условий труда

! Обратите внимание Декларация соответствия условий труда действительна в течение пяти лет.

После этого срока при отсутствии в период действия декларации несчастных случаев на производстве (за исключением произошедших по вине третьих лиц) или выявления профессиональных заболеваний, причиной которых явилось воздействие на работника вредных факторов, срок действия данной декларации продлевается на следующие пять лет.

6. Распределение рабочих мест по классам и подклассам вредности.

В отношении рабочих мест, по которым выявлены опасные факторы, специализированная организация, проводящая спецоценку, осуществляет их отнесение к соответствующим классам и подклассам опасности (вредности). Характеристика классов и подклассов опасности приведена в ст. 14 закона № 426-ФЗ. Как раз на основании этих сведений в дальнейшем устанавливаются дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР.

7. Составление отчета.

По результатам проведенной специальной оценки условий труда специализированная организация составляет отчет о ее проведении и передает отчет представителям работодателя.

Сведения, которые должны быть отражены в отчете, перечислены в п. 1 ст. 15 закона № 426-ФЗ. Отчет подписывается всеми членам комиссии работодателя и утверждается председателем комиссии.

Кроме того, в тридцатидневный срок с момента утверждения отчета необходимо ознакомить всех работников с результатами проведенной специальной оценки условий труда, а также выложить сводные результаты спецоценки на сайте работодателя, если такой имеется (п. 5, 6 ст. 15 закона № 426-ФЗ).

! Обратите внимание: факт проведения специальной оценки условий труда, а также ее результаты необходимо отразить в отчете 4-ФСС в таблице 10 (скачать форму отчета и порядок заполнения можно здесь, а прочитать об изменениях в форме 4-ФСС с 2014 года здесь).

Итак, мы рассмотрели порядок проведения специальной оценки условий труда.

Теперь, надеюсь, у Вас сложилось четкое представление о том, как проводится спецоценка, на что обратить особое внимание при подготовке к ее проведению и непосредственно в процессе.

Ну а в следующей статье будем разбираться в, пожалуй, самом актуальном для бухгалтера вопросе, связанном со специальной оценкой условий труда, — как учесть расходы на ее проведение.

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!

Законодательные и нормативные акты

1. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

2. Трудовой Кодекс РФ

3. Приказ Минтруда России от 07.02.2014 № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда»

Как ознакомиться с официальными текстами указанных документов, узнайте в разделе Полезные сайты

♦  Рубрика: Зарплата и кадры, Кадровый учет, Охрана труда.

Источник: http://buh-aktiv.ru/provodim-spetsialnuyu-otsenku-uslovij-truda/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.