+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Профстандарт воспитателя дошкольного учреждения

Содержание

Профессиональный стандарт воспитателя дошкольного образования

Профстандарт воспитателя дошкольного учреждения

— Организация бизнеса — Кадры — Профстандарт воспитателя дошкольного учреждения

Министерством труда Российской Федерации был разработан реестр профессиональных стандартов, которые фиксируют требования и функциональные обязанности работников многих специальностей.

Некоторые из них имеют рекомендательный характер и нужны для того, чтобы работодателю было легче оценить навыки сотрудника, которого он принимает на работу. Однако, существуют и такие, обязательное следование которым закреплено законодательством. Соответствие им – непременное условие для работы в соответствующей должности.

К таким относится и профстандарт воспитателя.

Понятие, задачи и функции профстандарта воспитателя

Сам по себе профстандарт воспитателя ДОУ (дошкольного образовательного учреждения) – это документ, систематизировавший все функции, которые должен выполнять сотрудник. Кроме этого, в нем закреплены умения и навыки, которыми он должен обладать, а также уровень его образования.

То есть, профессиональный стандарт педагога дошкольного образования – это, по сути, перечень критериев, позволяющих определить, кто может работать воспитателем, а кто – нет.

Данный профстандарт был принят еще 10 октября 2013 года, однако, в обязательном порядке стал применяться лишь с 2017 года. Это связанно с тем, что уже принятый документ находился в стадии доработки. 5 августа 2016 года в него внесли ряд изменений и дополнений. Параллельно разрабатывался профстандарт помощника воспитателя, но он так и не был принят.

Основная задача, поставленная перед профессиональным стандартом – помочь дошкольным образовательным учреждениям набрать подходящий для работы с детьми профессиональный штат.

Неудивительно, что профстандарт воспитателя считается обязательным, ведь к обучению детей дошкольного возраста можно допускать только настоящих профессионалов, чей кругозор не ограничен базовыми педагогическими умениями.

В частности, воспитатель должен обладать следующими навыками:

  • Умение применять методы перехода от игры к образовательной программе;
  • Обеспечивать учеников всеми необходимыми условиями для наиболее благоприятного и эффективного восприятия информации;
  • Умение находить подход к детям дошкольного возраста и вызывать у них доверие;
  • Готовность нести ответственность за малолетних подопечных;
  • Умение принимать во внимание индивидуальные качества каждого отдельно взятого ребенка и разрешать вопросы, которые выходят за границы образовательного процесса.

Данная профессия предполагает не только наличие вышеперечисленных навыков, но и наличие соответствующего образования. У работника должно быть документальное его подтверждение.

Воспитатель имеет большое количество трудовых функций. Условно их можно разделить на следующие категории:

  1. Обеспечение общепедагогической деятельности;
  2. Организация воспитательного процесса;
  3. Обеспечение развивающей деятельности посредством организации учебных занятий и различного ряда мероприятий;
  4. Преподавание дошкольной общеобразовательной программы;
  5. Обеспечение начального образования ученикам;
  6. Организация и проведение занятий по основному и среднему образованию;
  7. Предметная квалификация по направлению «Математика»;
  8. Предметная квалификация по направлению «Русский язык».

Структура профстандарта воспитателя

Профессиональный стандарт воспитателя имеет шаблонную структуру, установленную для всех профстандартов, занесенных в реестр Министерства Труда Российской Федерации.

Документ состоит из четырех разделов, первые три из которых содержат информацию о профессии, требованиях к ней и обязанностях, которые она подразумевает.

В последнем разделе имеются справочные сведения о разработчиках стандарта.

Выглядит структура профессионального стандарта воспитателя дошкольного учреждения следующим образом:

  1. Общее описание;
  2. Таблица, которая содержит описание всех функций, входящий в профстандарт – функциональная карта;
  3. Более детальная характеристика функций, прописанных во втором пункте;
  4. Сведения об организациях, которые занимались создание данного документа.

и функциональная карта

В первом разделе определена основная цель деятельности педагога-воспитателя. В качестве нее указано предоставление обучающих услуг, основанных на общеобразовательных программах, в организациях, которые осуществляют обучение.

В функциональной карте обозначены две категории трудовых функций, отличающиеся упором на воспитательную либо образовательную деятельность.

В третьем разделе всем трудовым функциям дается более подробная характеристика.

Профстандарт педагога-воспитателя предполагает работу на одной из двух должностей: учитель или воспитатель.

Для работы на этих должностях требуется шестой (в некоторых случаях – пятый) уровень квалификации. Выдвигаются достаточно четкие требования к образованию: оно должно быть высшим или средним и связано с данной специальностью. Направление подготовки, как правило, именуется «Образование и педагогическая деятельность».

С опытом работы все гораздо проще. К данному параметру практически не предъявляется никаких требований. Конечно, работодатель может отказаться взять на работу сотрудника без опыта работы, но профессиональным стандартом этот вопрос никак не регулируется.

Данная профессия имеет массу дополнительных ограничений. Так, к работе не допускаются:

  • лица, которым ранее было запрещено заниматься педагогической деятельностью по решению суда;
  • недееспособные граждане;
  • имеющие заболевания, которые предусмотрены в специальном перечне.

Лицо, имеющее судимость, также не имеет права работать по специальности педагог-воспитатель.

Уровень квалификации воспитателя
К работе воспитателем допускаются лица, имеющие пятый или шестой уровень квалификации. Для получения данных уровней квалификации выдвигаются следующие требования:

  • Пятый уровень квалификации предполагает наличие среднего профессионального образования по соответствующей специальности или же начальное профессиональное образование по программе, предусмотренной в профстандарте с дополнительной переподготовкой;
  • Шестой уровень квалификации обязывает работника иметь высшее образование как минимум по программе бакалавриата или же среднее специальное образование. Он требует от специалиста не просто осуществления и реализации готовых образовательных программ, но и умения находить новые способы решения тех или иных задач.

Почти во всех случаях педагог-воспитатель должен иметь шестой уровень квалификации, чтобы устроиться на работу.

Профстандарт младшего воспитателя

Для младшего воспитателя профессиональный стандарт выдвигает менее жесткие требования. Достаточно будет иметь среднее профессиональное образование. Прохождение программы бакалавриата для работы на должности младшего воспитателя не требуется. К опыту работы также никаких требований не предъявляется.

Младшему воспитателю вменяются следующие трудовые функции:

  • Участвовать в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников, а также в проведении занятий, организуемых воспитателем;
  • Осуществлять под руководством полноценного воспитателя ежедневную работу, по обеспечению и созданию условий для социально-психологической реабилитации, а также социальной и трудовой адаптации подопечных;
  • Совместно с медицинскими работниками и под руководством воспитателя обеспечивать сохранение и укрепление здоровья воспитанников, проведение мероприятий, способствующих их психофизическому развитию, соблюдению ими распорядка дня;
  • Организовывать с учетом возраста воспитанников их работу по самообслуживанию, соблюдение ими требований охраны труда, оказывает им необходимую помощь;
  • Участвовать в работе по профилактике отклонений в поведении, возникновения вредных привычек у воспитанников;
  • Следить за состоянием помещений и оборудования, соблюдать соответствующие санитарно-гигиенические нормы их содержания;
  • Взаимодействовать с родителями воспитанников или же с их опекунами;
  • Обеспечивать охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса;
  • Выполнять правила по охране труда и пожарной безопасности.

Существует перечень необходимых знаний для того, чтобы занимать должность младшего воспитателя:

  • Знание законодательства Российской Федерации в сфере педагогической и образовательной деятельности;
  • Медицинские знания (физиология ребенка, психология, гигиена, умение оказывать первую медицинскую помощь, основы педагогики и т.д.);
  • Правила охраны жизни и здоровья ребенка (правила пожарной безопасности, санитарные нормы, правила охраны труда и т.д.)

Итак, профессиональный стандарт педагога дошкольного учреждения – это обязательный профстандарт, который предъявляет определенные требования и предполагает высокую квалификацию сотрудников. Игнорировать его положения при приеме на работу сотрудников работодатель не имеет права. (23 голос., 4,80

Источник: https://businessizakon.ru/professionalnyj-standart-vospitatelya-doshkolnogo-obrazovaniya.html

Методические материалы по введению профстандарта педагога в ДОУ. Пособие для заведующих и старших воспитателей

Профстандарт воспитателя дошкольного учреждения

© Бэла Геннадьевна Головина, 2017

ISBN 978-5-4485-6411-6

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

Профессиональный стандарт для педагогов – это документ, на основе которого будет проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории.

Нормы и требования профстандарта будут учитываться при приеме на работу в образовательную организацию, а также во время разработки должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда.

В соответствии с требованиями профстандарта изменятся принципы переподготовки кадров.

Поэтому руководителям ДОУ необходимо не только изучить и внедрить этот документ в образовательную практику учреждения, но и ознакомить педагогов со всеми положениями и требованиями профессионального стандарта.

Специально для этих целей написано методическое пособие для заведующих и старших воспитателей «Методические материалы по введению профессионального стандарта педагога в ДОУ».

В пособии два раздела.

В первом разделе «Управление введением профессионального стандарта» представлен управленческий проект по введению профстандарта, разработаны управленческие планы, текст для ознакомительной презентации, анкета по самооценке уровня профессиональной компетентности педагога на основе требований профстандарта и другие методические материалы, которые касаются этапа введения профстандарта в ДОУ.

Во втором разделе «Методическое сопровождение развития профессиональных компетенций педагогов» – программа стажировочной площадки по развитию профессиональных компетенций педагогов. программы разработано с учетом профессиональных затруднений (дефицитов) воспитателей.

Кроме программы представлены интерактивные игры для педагогов, поэтапное содержание деятельности руководителей ДОУ по формированию готовности педагогов к введению профстандарта и другие документы, относящиеся к развитию профессиональных компетенций педагогов в соответствии с профстандартом.

Надеюсь, что данные материалы пригодятся для методической деятельности в ДОУ.

1.1. Управленческий проект
«Изучаем профессиональный стандарт педагога»

Паспорт проекта

Актуальность проекта

В условиях модернизации системы образования одним их важнейших направлений деятельности дошкольных образовательных организаций является развитие кадрового потенциала. Повышение квалификации педагогов связано не только с расширением, углублением знаний и умений, полученных раннее, но и с пересмотром уже усвоенных фактов, понятий, закономерностей.

Актуальность данного проекта обусловлена изданием Приказа Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» и необходимостью освоения содержания профессионального стандарта каждым педагогом.

Профессиональный стандарт педагога призван активизировать мотивацию педагогических работников к повышению качества профессиональной деятельности.

Одна из основных задач профессионального стандарта – обеспечить ориентиры и перспективы профессионального развития педагогов.

Профессиональный стандарт предназначен для:

– установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности;

– оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, для планирования карьеры;

– формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов.

Назначение и сущность данного проекта состоит в том, чтобы включить каждого педагога в процесс активного познания, помочь ему ознакомиться с комплексом трудовых действий, необходимых умений и знаний, которые предъявляет профессиональный стандарт педагога.

Цель: освоение нового содержания профессиональной деятельности педагога ДОУ в условиях введения профессионального стандарта.

Задачи:

– познакомить воспитателей с содержанием профессионального стандарта педагога;

– способствовать освоению содержания профессионального стандарта педагога воспитателями ДОУ;

– организовать методическое сопровождение педагогов в процессе изучения профессионального стандарта;

– оказывать помощь воспитателям в овладении новым педагогическим мышлением.

Планируемые результаты проекта

В процессе освоения содержания профстандарта у педагогов сформированы следующие профессиональные компетенции:

– знание идеологии и требований профессионального стандарта педагога;

– понимание современных тенденций развития дошкольного образования;

– готовность к осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с требованиями профессионального стандарта.

Реализация проекта

1.4. Дорожная карта по введению профстандарта

конец ознакомительного фрагмента

Страницы книги >> 1

Источник: https://iknigi.net/avtor-bela-golovina/142783-metodicheskie-materialy-povvedeniyu-profstandarta-pedagoga-v-dou-posobie-dlyazaveduyuschih-istarshih-vospitateley-bela-golovina/read/page-1.html

Профстандарт воспитателя в 2018 году, утвержденный правительством РФ

Профстандарт воспитателя дошкольного учреждения

— Организация бизнеса — Кадры — Профстандарт воспитателя дошкольного учреждения

Министерством труда Российской Федерации был разработан реестр профессиональных стандартов, которые фиксируют требования и функциональные обязанности работников многих специальностей.

Некоторые из них имеют рекомендательный характер и нужны для того, чтобы работодателю было легче оценить навыки сотрудника, которого он принимает на работу. Однако, существуют и такие, обязательное следование которым закреплено законодательством. Соответствие им – непременное условие для работы в соответствующей должности.

К таким относится и профстандарт воспитателя.

Профстандарт педагога в доу кратко

Профстандарт воспитателя дошкольного учреждения

Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста. 7. Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.

8. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации. 9.

Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе. 10.

Профстандарт педагога

Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Предполагается, что новый профессиональный стандарт педагога улучшит подготовку представителей общеобразовательной системы, позволит передавать обучающимся актуальные знания. Скачать бесплатно в .docx Скачать бесплатно в .docx Скачать бесплатно в .docx Согласно плану Минобрнауки РФ использование профстандарта педагога поможет решить такие задачи:

  1. выработать понятные критерии отбора преподавательских кадров;
  2. стимулировать учителей совершенствовать свою квалификацию.
  3. мотивировать педагогов повышать общий уровень образования в государстве;
  4. обеспечить необходимую подготовку педработников и повысить качество образования;
  5. определить четкие требования к квалификации учителей вне зависимости от их сферы деятельности и направления;
  6. заблаговременно уведомить работников системы образования о предъявляемых к ним требованиям;

Профстандарт воспитателя дошкольного учреждения

У работника должно быть документальное его подтверждение.

Воспитатель имеет большое количество трудовых функций. Условно их можно разделить на следующие категории:

  • Организация и проведение занятий по основному и среднему образованию;
  • Обеспечение общепедагогической деятельности;
  • Преподавание дошкольной общеобразовательной программы;
  • Предметная квалификация по направлению «Русский язык».
  • Предметная квалификация по направлению «Математика»;
  • Обеспечение развивающей деятельности посредством организации учебных занятий и различного ряда мероприятий;
  • Обеспечение начального образования ученикам;
  • Организация воспитательного процесса;

Профессиональный стандарт воспитателя имеет шаблонную структуру, установленную для всех профстандартов, занесенных в реестр Министерства Труда Российской Федерации. Документ состоит из четырех разделов, первые три из которых содержат информацию о профессии, требованиях к ней и обязанностях, которые она подразумевает.

«Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования»

К педагогам относятся как воспитатели, так и учителя в школе и других учреждениях общего образования. Разделение происходит на уровне кодов ОКЗ (к воспитателям относится код 3320) и ОКВЭД (80.10.1 — услуги дошкольного образования). Здесь описываются функции, которые в своей работе должен осуществлять педагог.

Применительно к профессиональному стандарту воспитателя ДОУ главными по отношению к детям будут функции: В этой части профстандарта педагога ДОУ функции, упомянутые в функциональной карте, подробно характеризуются.

Кроме того, здесь устанавливаются официальные названия для должностей («воспитатель», «педагог» и т.

д.), требования к образованию и другие квалификационные условия.

Центр развития ребёнка — детский сад «Улыбка»

Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Зачем нужен профстандарт? Ответ: Профессиональный стандарт работает в двух плоскостях: с одной стороны, это основа для анализа и реформирования образования, а с другой стороны– это основа для регулирования трудовых отношений: требования к работникам, основа для аттестации работников, присвоения квалификации и званий. Профессиональный стандарт предъявляет требования к регламентам, регулирующим трудовые отношения и подготовку педагогических кадров.

В чем заключается процесс введения профстандарта ?

Ответ: К основным характеристикам эффективного контракта относятся:

  • Наличие у образовательной организации государственного (муниципального) задания и целевых показателей эффективности работы, утвержденных учредителем?
  • Система оценки эффективности деятельности работников организации (совокупность показателей и критериев, позволяющих оценить количество затраченного труда и его качество), утвержденная работодателем в установленном порядке?
  • Система оплаты труда, учитывающая различия в сложности выполняемой работы, а также количество и качество затраченного труда, утвержденная работодателем в установленном порядке?
  • Система нормирования труда работников организации, утвержденная работодателем?
  • Подробная конкретизация с учетом отраслевой специфики в трудовых договорах должностных обязанностей работников, показателей и критериев оценки труда, условий оплаты труда.

Что на данный момент может быть рекомендовано руководителю образовательной организации по обеспечению перехода на профессиональный стандарт ? Ответ: Вариант решения вопроса применения профстандарта педагога работодателями рассматривается в разработке «Методические материалы по результатам поэтапного внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», которые включают:

  • Критерии оценки квалификации;
  • Примеры должностной инструкции на основе профстандарта;
  • Пример трудового договора с учетом требований профстандарта ;
  • Рекомендации руководителю по оплате труда;
  • Рекомендации по порядку аттестации, основанной на профстандарте и др.

Профессиональная компетенция воспитателя ДОО в контексте профстандарта педагога

Готовность педагога к реализации образовательного процесса в рамках нового образовательного стандарта включает в себя: мотивационно — психологическую готовность, теоретическую готовность, результативную готовность.

В условиях интенсивных изменений, происходящих в системе образования, педагогическая деятельность становится все более сложной и многогранной, возрастают требования к качественным характеристикам специалистов этой сферы.

Запросы современной жизни предполагают повышение профессионализма педагогов.

Сегодня педагогу необходимо организовывать образовательный процесс, не только опираясь на идеи личностно-развивающего образования; но и владеть современными методологическими знаниями и новыми технологиями; навыками исследовательской деятельности, внедрять инновации в педагогическое проектирование на основе анализа и самоанализа профессиональной деятельности.

Одним из возможных путей,

Профессиональный стандарт педагога – коротко о главном

Ожидается, что благодаря введению профстандарта основу российской системы образования будут составлять настоящие профессионалы, умеющие работать с самыми разными категориями детей (одаренными, инвалидами, сиротами, мигрантами и т.д.

) и эффективно взаимодействовать с другими специалистами (дефектологами, психологами, социальными педагогами и т.д.).

Квалификационные справочники вместе с должностными инструкциями уже неэффективны в сегодняшних реалиях – так посчитали в Министерстве труда и принялись за разработку современного профстандарта педагога.

Профессиональный стандарт педагога-воспитателя дошкольного образования

Профстандарт воспитателя в детском саду и других ДОУ включает в себя следующие структурные части: Общие сведения о стандартеВ этом разделе определяется, к какому конкретно виду деятельности относится профстандарт педагога дошкольного образования, какие коды ОКЗ и ОКВЭД должны применяться при учете этого вида деятельности. Здесь нужно отметить, что по профстандарту понятие «педагог» шире, чем «воспитатель».

К педагогам относятся как воспитатели, так и учителя в школе и других учреждениях общего образования.

Разделение происходит на уровне кодов ОКЗ (к воспитателям относится код 3320) и ОКВЭД (80.10.1 — услуги дошкольного образования).

Источник: http://ukpravoedelo.ru/profstandart-pedagoga-v-dou-kratko-74558/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.