Социальное партнерство
Формы социального партнерства
Энциклопедия МИП » Трудовые споры » Социальное партнерство » Формы социального партнерства
Социальное партнерство предполагает определенную взаимосвязь между тремя субъектами – работником, работодателем и государством в сфере трудовых отношений.
Система социального партнерства необходима в первую очередь для регулирования отношений в сфере труда.
Существуют и различные уровни, на которых регулирование трудовых отношений происходит по-разному.
Дело в том, что все стороны этих взаимоотношений, включая государство, должны следить, чтобы права и интересы друг друга были соблюдены. Поэтому существуют основные формы социального партнерства.
Понятие формы социального партнерства
Взаимоотношения в сфере труда всегда регулируются законодательством. При этом законодатель строго следит за тем, чтобы у обеих сторон, то есть у работников и работодателя не было никаких незаконных ограничений в правах. Социальное партнерство предполагает определенную взаимосвязь между тремя субъектами – работником, работодателем и государством в сфере трудовых отношений.
Для этого была разработана система, позволяющая им взаимодействовать между собой для достижения определенных целей. И делать это они могут в различных формах, указанных в законодательстве.
Существуют в этой системе и свои правовые принципы и функции, которые дают определяющую характеристику понятию социального партнерства.Основные формы социального партнерства – коллективные переговоры, а также непосредственное участие работников в делах предприятия.
Коллективные формы социального партнерства
В сфере труда чаще всего можно встретить такую форму социального партнерства, как коллективные переговоры. В законодательстве РФ понятие коллективных переговоров содержится исключительно в Конвенции MOT № 154.
Согласно этому нормативному акту, коллективные переговоры – это отношения, основанные на обмене мнениями представителей работников и работодателя.
В результате диалога, происходящего между сторонами, осуществляется разработка проекта особого соглашения.
Инициатива начать ведение коллективных переговоров может принадлежать любой из сторон. Вторая сторона, в свою очередь, должна получить соответствующе уведомление о том, что будут проведены коллективные переговоры. У представителей второй стороны есть неделя, чтобы внести свои предложения по поводу проведения этого мероприятия.
В случае, когда не предприятии действует сразу несколько профсоюзных организаций, то их задачей является создание единого представительного органа.
Предметом таких собраний всегда являются трудовые отношения, вернее, их регулирование в отдельно взятой организации.
Система социального партнерства позволяет участникам самостоятельно заниматься решением этого вопроса, однако они должны придерживаться норм законодательства. Поэтому основная задача сторон – это учет общих прав и интересов.Для этого и заключается коллективный договор. Срок действия такого документа не должен превышать трех лет, но его можно продлить.
В каких формах осуществляется социальное партнерство
Помимо коллективных переговоров, к формам социального партнерства также относится участие сотрудников в управлении предприятием и участие их представителей для разрешения споров в сфере труда.
Работники действительно могут управлять организацией, делая это самостоятельно или с помощью своих представителей.
Но эта возможность обязательно должна быть закреплена в уставе предприятия, коллективном договоре и т. д.
Участие работников в управлении также имеет свои формы осуществления. Основными являются:
- предоставление мнения по вопросам, указанным в нормативных документах;
- проведение консультаций, касающихся принятия в организации локальных нормативных актов;
- право получать информацию, которая касается интересов работников;
- обсуждать вопросы об организации труда с работодателем;
- разрабатывать и принимать коллективные договора.
Есть свои полномочия и у представителей работников. Они имеют право на получение всей важной информации, касающейся:
- ликвидации или реорганизации предприятия;
- различных технологических изменений, из-за которых изменятся и условия труда;
- повышения квалификации и профподготовки работников.
Что касается участия представителей в решении трудовых споров, то это также является одной из форм социального партнерства.
Ранее нормы трудового законодательства указывали на то, что решение спорных ситуаций представителями осуществляется исключительно в досудебном порядке.
Сейчас Трудовой кодекс этой нормы не содержит, но, тем не менее, именно на досудебной стадии такое разрешение возможно. Если же стороны участвуют в судебном процессе, то этот факт не может быть частью социально-партнерских отношений.
Понятие индивидуального трудового спора определяет трудовое законодательство. Это разногласия, которые возникают между сотрудником и работодателем, которые не смогли решить их с помощью переговоров. Поэтому для их решения требуется вмешательство третьих лиц.
Но стороны, обратившись в комиссию, должны доказать, что не смогли договориться самостоятельно, хотя переговоры не являются обязательными.
Законодатель установил и общий порядок, согласно которому представители работников и работодателей могут принимать участие в разрешении споров. В первую очередь, формируется специальная комиссия. При этом работодатель своих представителей назначает, а работники проводят соответствующее собрание.
Недостаток этой формы социального партнерства заключается в том, что законодатель не указал, что членов комиссии от каждой стороны должно быть одинаковое количество. А так как решение спорных ситуаций происходит с помощью тайного ания, то результаты могут быть неоднозначными. Тем не менее, такой способ разрешения конфликтов является достаточно популярным.Источник: //advokat-malov.ru/socialnoe-partnerstvo-v-sfere-truda/formy-socialnogo-partnerstva.html
Социальное партнерство в образовании: примеры
Образование как социальный институт играет не последнюю роль в процессе социализации человека. Оно отвечает за своевременную и адекватную подготовку индивида к полноценной жизнедеятельности в обществе. Понять суть и специфику системы образования непросто.
Государство регламентирует единое образовательное пространство, но помимо этого существует много практик, дополняющих процесс. Одно из таких явлений – социальное партнерство в образовании.
Что оно собой представляет, в чем состоят его методы и какая его система, попробуем разобраться при помощи примеров.
Партнерство как элемент социального взаимодействия
«Ты – мне, я – тебе» – именно так можно охарактеризовать смысл слова «партнерство». Изначально это понятие использовали только в социальных и экономических науках.
Им характеризировали процесс согласования действий участниками.
В более широком понимании «социальное партнерство» следует рассматривать как систему сольватаций (взаимодействий), в результате которых субъекты удовлетворяют свои потребности.
Последние несколько лет социальное партнерство начинают трактовать как многослойный процесс, где функционирование элементов четко регламентировано и направлено на достижение положительных изменений.
То есть его можно понимать как своеобразный тип взаимоотношений между субъектами, что объединены общими интересами и совместно решают возникнувшие проблемы.
задача партнерства заключается в преодолении возможных различий действий участников, согласовании работы и нивелировании конфликтов.
Образовательный процесс
Исходя из вышесказанного, социальное партнерство в сфере образования можно определить как общие действия субъектов, имеющих отношение к образовательному процессу. Для таких действий характерно иметь одинаковые цели и нести обоюдную ответственность за полученные результаты.
Система социального партнерства образовании рассматривается на трех уровнях:
- Взаимоотношения социальных групп профессионалов внутри системы.
- Партнерство работников системы образования с представителями других организаций и социальных институтов.
- Взаимоотношения самого института образования и общественности.
Развитие социального партнерства в образовании берет свое начало с 80-90-х годов прошлого века. В это время автономными становятся образовательные учреждения, на рынке труда возрастает спрос на высококвалифицированные кадры. Институт образования начинает играть ключевую роль в развитии государства.
Важным элементом в социальном партнерстве образовательной сферы становятся взаимоотношения учебных заведений, профсоюзов, работодателей и государственных структур.
Их основная цель заключается в следующем: обозначить потребности рынка труда для увеличения кадрового потенциала; сформировать образованную личность с активной жизненной позицией; повысить экономический и духовный потенциал социума в целом.
В переводе на человеческий язык это означает, что в стране происходят динамичные изменения. Начинают внедряться партнерские схемы по типу США и на фоне этого эволюционного хаоса возникает потребность в «других людях».
То есть обществу необходимы кадры, которые уже обучены новым стандартам. И здесь на первый план выходит институт образования, ведь кому, как не ему, отвечать за обучение подрастающего поколения новым методам.
В этом, собственно, и заключается главная суть понятия «социальное партнерство в сфере образования».
Но с течением времени ведущие лица страны начинают понимать, что в целом рассматривать взаимодействие институтов образования, экономики и политики не очень логично.Из виду упускаются множество важных моментов, которые находятся на низших уровнях институциональной градации.
Поэтому социальное партнерство в образовании начинает «обрастать новыми побегами», каждый из которых отвечает за свою сферу.
Муниципальное образование
Сейчас партнерство можно рассматривать в среде развития различных образовательных заведений. Первое, с чего стоит начать, – это муниципальное образование. Под ним подразумевают общий образовательный процесс, который проводят на определенной территории и решают свойственные только ей проблемы. Чтобы было немного понятнее, можно навести небольшой пример.
Допустим, существует небольшой поселок городского типа. Образовательный процесс в заведениях проводится согласно действующему законодательству, но помимо этого включены особые элементы, которые свойственны только этому району.
В рамках образования могут проводиться тематические ярмарки, дни памяти известных личностей, которые раньше проживали на этой территории или создаются кружки ремесел, что популярны в конкретном регионе.
Муниципальное образование делится на 5 видов:
- Сельские поселения. Сюда входят села (поселки, хутора и т. д.), что находятся на определенной территории.
- Городские поселения. Можно отнести города или поселки городского типа.
- Муниципальные районы. К ним относят несколько городов или сел, где местное самоуправление решает общие вопросы.
- Городские округи. То есть города, не входящие в директиву муниципальных районов.
- Автономные городские территории. Части города со своей организационной структурой. Например, индийский квартал в Сингапуре: с одной стороны часть города, с другой – отдельный ее элемент.
Социальное партнерство в муниципальном образовании осуществляется между органами, руководящими образовательными процессами на местах, и властью страны. Основная специфика таких взаимодействий заключается в финансировании. Например, государство уже давно учредило, что за предоставление льгот отвечает система муниципального образования.
Также предоставляются образовательные субвенции, которые система местного управления делит на все учебные заведения в зависимости от их потребностей и статуса. Также государство может предоставить информацию о необходимости на рынке труда специалистов, которых обучают в заведении, что находится на территории муниципального района.
Власти берут это во внимание и могут увеличить финансирование заведения, количество бюджетных мест и т. д.
Педагогическое образование
Для тех, кому неизвестно, что такое педагогическое образование: это процесс подготовки высококвалифицированных специалистов для работы в учебных заведениях. То есть подготовка воспитателей, учителей и профессоров.
Социальное партнерство в педагогическом образовании напрямую зависит от ожиданий общественности. В последнее время значительно возросли требования к качеству школьного образования, из-за этого появилась необходимость изменить методы и технологии подготовки педагогов. Развитие педагогического образования зависит от таких факторов:
- Политические инновации в сфере образования.
- Наличие концепции, которая позволяет задействовать органы государственной и муниципальной власти для поддержания исследований.
- Создание службы общественного контроля, которая, ориентируясь на государственные запросы, могла бы направлять систему педагогического образования в нужное русло.
Если «муниципальное партнерство» ориентировалось в основном на финансовую сторону вопроса, то педагогическое образование базируется на требованиях общественности в повышении качества образования согласно современным стандартам.
Например, несколько лет назад возникла потребность в появлении внешкольных образовательных учреждений. Изначально этого захотели родители, которые решили, что ребенок должен развиваться более полноценно. Постепенно начинает возникать спрос на такие заведения, и уже подключается государство, запрашивая педагогов, которые были бы специально обучены для предоставления такого рода услуг.
В целом суть понятна: поскольку каждый человек посещает учебные заведения, то задача педагогов – формировать личность, востребованную в социуме. И если происходят какие-то изменения, то меняется и учебный план подготовки педагогов, ведь только им под силу безболезненно внедрить в общество инновационные программы.
Сейчас общество требует, чтобы профильные учебные заведения выпускали специалистов, которые готовы сразу приступить к работе. Также экономический институт запрашивает определенное количество специалистов той или иной сферы. Социальное партнерство в профессиональном образовании заключается в предоставлении на рынок труда востребованных кадров в нужном количестве.
Здесь все предельно просто: рынок – это цикличная система, в которой постоянно что-то меняется. Один год не хватает экономистов, другой год невозможно найти юриста.
И, услышав о том, что на рынке труда не хватает представителей определенных профессий, абитуриенты массово начинают подавать документы именно на эту специальность. В результате предложение начинает превышать спрос и растет уровень безработицы.
Чтобы такого не происходило, существует социальное партнерство в образовании, которое позволяет максимально эффективно использовать человеческие ресурсы.
Дошкольное образование
Современное дошкольное образование не может полноценно развиваться без взаимодействия с социумом, поэтому партнерство здесь особенно актуально.
Социальное партнерство дошкольном образовании заключается в создании связей дошкольного заведения с культурными, образовательными и другими развивающими центрами.
Такая практика вызывает у ребенка более высокий уровень восприятия, он быстрее развивается и учится строить свои партнерские отношения, по типу «ты – мне, я – тебе».
Работа в условиях социального партнерства помогает расширить культурно-образовательную среду ребенка, а соответственно, ему будет легче адаптироваться в дальнейшем.В этом сегменте взаимодействия на первый план выходят интересы ребенка. Ему показывают то, что интересно и познавательно, обучают тому, что необходимо.
А также проводят работу с семьями, которые также являются участниками социального партнерства.
Дополнительное образование
Социальное партнерство в образовании играет весомую роль даже в среде, предоставляющей дополнительные знания. Это могут быть языковые школы, курсы, семинары или мастер-классы.
То есть вид образовательной деятельности, что подразумевает всестороннее развитие человека – это дополнительное образование. Социальное партнерство в этой среде заключается в предоставлении всевозможных знаний и возможностей.
Если описать тезисами, то партнерство занимается следующим:
- Сохраняет основные идеи организации работы в сфере дополнительного образования.
- Поддерживает взаимоотношения с госструктурами, средой бизнеса, социумом и родителями.
- Принимает активное участие в его развитии. Отвечает за социально-ориентированный сегмент дополнительного образования, в который входят программы поиска талантов, поддержка детей из неблагополучных семей или предоставление услуг дополнительного образования детям с ограниченными возможностями.
- Распределением бюджетных средств в соответствии с запросами организаций.
Дополнительное образование можно разделить на три основные группы: культурное, гуманитарное и техническое. В каждой из этих групп предоставляются общие основы знаний, а также современные новаторские идеи.
Поскольку сейчас знания – это самая ценная валюта, то в среде дополнительного образования пытаются предоставить необходимый базис, на котором в последующем будет формироваться всестороннее индивидуальное развитие.
Как организовывается партнерство?
Организация социального партнерства образовании основывается на следующем:
- Законодательные акты. Законы, созданные государством, являются основным источником становления и развития социального партнерства. Ими регламентировано поле действий и границы возможностей участников.
- Управление на местах. В каждом муниципальном округе есть свои правила и законы, некоторые из них касаются и социального сотрудничества. Если взять, к примеру, систему муниципального образования. Допустим, эта организация получила определенную сумму на развитие образовательной системы в своем районе. Она могла бы разделить всем поровну, но такого не происходит.
- Общество и экономика. Система образования тесно связана с запросами общественности и экономическими изменениями. И если в жизнь людей входит что-то новое, не касающееся образования ни прямо, ни косвенно, то учебный план все равно меняется, чтобы в дальнейшем ученики и студенты соответствовали ожиданиям рынка.
Необходимо ли социальное партнерство в образовании?
Сегодня, к сожалению, невозможно сравнивать понятия «социальное партнерство»/ «качество образования». Хоть они немного и продвинулись вперед, осталась еще масса нерешенных вопросов.
Изначально социальное партнерство внедряли по типу Америки и Европы, вот только при этом не учитывались особенности нашего государства, его культура и менталитет. В связи с этим было упущено много важных моментов. Однако, несмотря на все это, партнерство приносит положительные изменения в развитие образования даже сегодня.
Социальное партнерство в образовании (приоритеты и возможности):
- Основная приоритетная цель взаимодействия: удовлетворение общих интересов всех участников содружества. В расчет берутся не только социальные институты и процессы, что в них происходят, но субъекты взаимодействия (учителя, ученики, родители).
- Программа социального партнерства помогает сделать обучение более эффективным. Участники учебного процесса становятся востребованными в социальной среде.
- Правильный подход и регулирование партнерства дают толчок для полноценного развития общества, избавляя его от безработицы и наполняя востребованными специалистами.
Итог
Можно навести множество примеров социального партнерства в образовании.
Это и система поощрения студентов за хорошие оценки (стипендия), и соглашения между учебным заведением и работодателем, который готов принять на работу бывшего студента, и даже диалог родителя и учителя.
Но главной составляющей этого процесса являются качественные знания, носитель которых так востребован и ожидаем социумом.
Источник: //fb.ru/article/305654/sotsialnoe-partnerstvo-v-obrazovanii-primeryi
Понятие социального партнерства
У партнерства в трудовой сфере имеются две стороны: сотрудники и фирмы-наниматели. Первые хотят социальных гарантий, достойного вознаграждения, обеспечения должного уровня безопасности. Вторые желают сократить издержки, в том числе за счет экономии на персонале. Когда стороны сходятся в диалоге, им нужно согласовать свои противоположные интересы и найти решение, которое устроит всех.
В реальной жизни социальное партнерство – это система взаимоотношений между представителями противоборствующих сторон. Трансляторами интересов персонала выступают:
- создаваемые ими профсоюзные организации;
- иные представители, избираемые на добровольной основе методом ания.
Интересы фирмы-нанимателя призваны лоббировать:
- должностные лица, уполномоченные на то внутренними документами компании;
- объединения работодателей, действующие на разных уровнях: от локального до федерального;
- иные структуры-представители (например, для школ, больниц это органы исполнительной власти соответствующего уровня).
Понятие социального партнерства предполагает, что представители обеих сторон защищают интересы своих «подопечных». Для этого они:
- формируют и отстаивают единую позицию;
- инициируют и проводят коллективные переговоры;
- заключают соглашения с второй стороной;
- ведут надзор за их исполнением;
- обращаются к властным структурам с законодательной инициативой;
- участвуют в разработке госпрограмм и т.д.
Властные структуры признаются субъектами партнерской системы лишь в той части, когда они сами выступают нанимателями для своего персонала. В остальном им отводится роль координаторов или «третейских судей», вступающих в диалог тогда, когда двусторонние переговоры зашли в тупик.
Государство также не входит в систему и не участвует в диалогах. Его задача – обеспечить законодательную базу, минимальные гарантии для наемных специалистов, создать условия для развития органов соцпартнерства.
В каких формах реализуется партнерство?
Система социального партнерства предполагает следующие формы воплощения, сформулированные в ТК РФ:
Это диалог между представителями персонала и администрацией компании. Он может быть инициирован любой из сторон по вопросам, связанным с положением наемных работников, условиями их трудоустройства. Участники высказывают собственные позиции и приходят к общему знаменателю, который закрепляется в виде коллективного договора или внутреннего акта компании.
- Привлечение персонала к управленческой деятельности
Социальное партнерство в организации предполагает, что наемные специалисты могут выступать с инициативой по совершенствованию бизнес-процессов, предложениями относительно условий занятости. На федеральном уровне это проявляется в виде участия профсоюзов в согласовании законопроектов, связанных с трудовой сферой.
- Взаимное консультирование
Это переговоры сторон и пояснения по тем вопросам, которые кажутся им спорными. Например, профсоюз может попросить у администрации объяснение причин увольнения сотрудника.
Если один из сотрудников или персонал в целом недоволен решением руководства, он вправе инициировать спор. В роли арбитра выступит независимая комиссия, собранная из представителей сторон.
На каких принципах строится взаимодействие?
Понятие и система социального партнерства предполагают следующие принципы взаимодействие сторон:
- равные права – любой субъект системы может инициировать диалог;
- уважение интересов работников и работодателей
- возможность самостоятельно выбирать вопросы для вынесения на обсуждение;
- соблюдение норм законодательства;
- добровольность принятия решений;
- выполнимость обязательств, принимаемых на себя субъектами правоотношений;
- ответственность за исполнение достигнутых договоренностей.
Социальное партнерство на предприятии предполагает открытый и цивилизованный диалог. Стороны выдвигают свои требования, согласуют позиции и принимают решение, которое их устраивает и является выполнимым на практике. Метод переговоров помогает снизить социальную напряженность, избежать открытых конфликтов, забастовок и других крайних форм выражения недовольства.
Примеры социального партнерства
Чтобы понять механизм партнерских отношений, будет полезно разобрать связанные с ним жизненные ситуации.
Пример 1
Работнику, трудоустроенному в компании, вместе с заработной платой выдают несколько ее акций. Он понимает, что в случае успешной деятельности в текущем году получит солидный доход. Это стимулирует специалиста трудиться более эффективно, выступать с инициативой по рационализации процесса, а не просто просиживать рабочее время.
Пример 2
Администрация предприятия желает уволить сотрудника по причине несоответствия занимаемой должности. Этот шаг обязательно согласуется с профсоюзной организацией, созданной на предприятии. Она вправе оспорить принятое решение или попросить объяснений подобного решения.
Пример 3
Компания планирует приостановить трудовую деятельность в связи с неудовлетворительными финансовыми показателями.
Понятие принципы и стороны социального партнерства предполагают, что поскольку эта мера ухудшает условия для персонала, о ней нужно заранее уведомить профсоюз. Согласно ст.
12 ФЗ-10, о принятом решении нужно сообщить как минимум за три месяца до воплощения в жизнь. Представители трудового коллектива и администрация фирмы проводят переговоры по сложившейся ситуации.
Пример 4
На предприятии принят коллективный договор, который вводит дополнительные льготы для сотрудников (ежеквартальные премии, увеличенный отпуск). Проект соглашения был рассмотрен профсоюзом и правлением компании и поддержан обеими сторонами.
Теория социального партнерства получила воплощение на практике во многих странах мира и доказала свою эффективность. Это действенный способ урегулировать отношения работников и работодателей, прийти к согласию без открытых конфликтов и крайних мер., пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: //raszp.ru/spravochn/socialnoe-partnerstvo.html
Социальное партнерство в сфере труда
Социальное партнерство, определенное действующим законодательством, явилось новым методом современного правового регулирования труда и действенным инструментом грамотного координирования зачастую полярно противоположных интересов персонала и работодателя. Узнаем подробнее, как трактует ТК РФ этот метод, как он проявляется в реальной жизни компании и на каких положениях основывается.
Понятие социального партнерства
Ст. 23 ТК РФ так определяет этот далеко не всегда понятный термин:
Социальное партнерство в сфере труда – это система взаимоотношений между сотрудниками, работодателями, органами федеральной власти и структурами местного самоуправления.
Подобная система разработана в целях достижения согласовывания и соблюдения баланса интересов двух сторон (персонала и работодателя) в сфере регулировки трудовых и всех взаимодействующих с ними отношений. Партнерами могут быть и представители обеих сторон.
В частности, интересы персонала зачастую делегируются профсоюзным организациям.
Структуры федеральной и региональной властей могут стать стороной в партнерстве лишь в исключительных случаях. К примеру, только тогда, когда выступают в качестве работодателя.
Формы социального партнерства
Проявляется социальное партнерство в разных формах.
К примеру, все изменения или предложения, выдвигаемые администрацией компании и касающиеся производственно-трудовых вопросов фирмы, обязательно обсуждаются коллективно, с непосредственным участием персонала, принимаются (или дорабатываются) и находят отражение в колдоговорах, отраслевых соглашениях и других внутренних локальных актах, регламентирующих работу предприятия и одновременно гарантирующих работникам выполнение их трудовых прав.
Итак, социальное партнерство осуществляется в форме:
- Двухстороннего консультирования (персонал – администрация) по координированию сферы труда, обеспечению гарантий прав персонала в рамках ТК РФ;
- Совместных (коллективных) переговоров по работе над проектами колдоговоров и соглашений, а также заключению подобных актов;
- Участия персонала или его представителей (профсоюзов) в управлении фирмой;
- Разрешения возникающих споров с участием обеих сторон – работодателей и персонала.
Основные принципы социального партнерства
Система социального партнерства основывается на принципах, перечисленных в ст. 24 ТК РФ. К ним относят:
- Неукоснительное соблюдение законодательных норм и НПА, регламентирующих трудовую сферу;
- Документированная полномочность сторон;
- Взаимоуважение интересов сторон;
- Равноправность сторон в инициации проведения переговоров и подписании соглашений;
- Заинтересованность всех сторон;
- Свободный выбор в рассмотрении условий, означенных в колдоговорах и соглашениях, т. е. запрет на любое вторжение, лимитирующее права сторон, в частности, персонала;
- Добровольность в возложении обязательств, т. е. каждая сторона соглашается на предложенные условия на добровольной основе, без давления извне. Кстати, сторона вправе не принимать неприемлемое для себя обязательство, которое предлагает вторая сторона;
- Реальность (т. е. возможность выполнения) принимаемых обязательств;
- Контролирование выполнения условий колдоговоров;
- Обязательность исполнения принятых условий соглашений;
- Ответственность за их неисполнение.
Уровни социального партнерства
Различают 6 уровней социально-партнерских отношений – от установления баланса интересов в отдельном предприятии до координации трудовой сферы в стране. В них входят уровни:
- Локальный, устанавливающий обязательства персонала и администрации определенной компании;
- Территориальный, регулирующий сферу труда в муниципалитетах;
- Отраслевой, координирующий вопросы труда в отраслях;
- Региональный, определяемый согласовывание интересов трудовой сферы в регионах РФ;
- Федеральный, т. е. регулирующий трудовые вопросы по РФ в целом.
Органы социального партнерства
Социально-трудовая сфера – понятие намного более обширное, чем только вопросы труда. В этот комплекс входят еще темы соцобеспечения и быта, ведь любой внутрифирменный коллективный договор включает целый раздел, посвященный социально-бытовым вопросам.
Эффективность социально-партнерских отношений регулируется специальными органами – комиссиями, создающимися по решению сторон на каждом из перечисленных уровней и состоящими из полномочных представителей.
На федеральном уровне в рамках действующих законов постоянно работает Российская 3-сторонняя комиссия по регулированию социальных и трудовых отношений.
В ее составе – представители общероссийских профсоюзных объединений, союзов работодателей, Правительства страны.
Придерживаясь тех же принципов и опираясь на законодательную базу, подобные комиссии создаются и действуют на всех уровнях социального партнерства в сфере труда.
Источник: //spmag.ru/articles/socialnoe-partnerstvo-v-sfere-truda
Социальное партнёрство в сфере труда – сущность, особенности, принципы
— Организация бизнеса — Кадры — Социальное партнерство
Понятие социального партнерства в сфере труда, его формы и принципы являются основополагающими для формирования всех трудовых взаимоотношений.
Социальное партнерство – это система взаимоотношений между потребителем трудовой функции в виде работодателя и непосредственным её исполнителем в виде сотрудника, которые и являются основными сторонами взаимоотношений, несущими ответственность друг перед другом.
Третью сторону социального партнерства представляют отдельные независимые органы и государство, обеспечивающие защиту интересов каждого из участников этих отношений.
Социальное партнерство – общие принципы и законодательное регулирование
Понятие соцпартнерства зародилось в начале 20-го века, когда развитие общества и экономики стало свидетельствовать о необходимости защиты интересов всех сторон трудовых взаимоотношений, а не только непосредственных работодателей и предпринимателей. Институты такового партнерства стали развиваться с появлением первых профсоюзов рабочих и впоследствии нашли применение во многих мировых государствах. Понятие соцпартнерства сейчас определяется следующим образом:
Социальное партнерство – это система взаимоотношений всех сторон трудовой деятельности, включающая работодателей, трудящихся и государство. Главной целью его является обеспечение трудящихся определенными гарантиями.
Не все мировые государства используют соцпартнёрство в качестве основополагающих принципов реализации трудовых взаимоотношений в полной мере.
Однако, даже США, где вопрос трудовых взаимоотношений решается в преимущественно политической сфере, реализует большинство практических принципов соцпартнерства, так как государство регулирует сферу труда в любом случае.
Фактически же в качестве юридической базы соцпартнерства в мире выступило создание Международной организации труда – МОТ, в основе которой и были документально заложены принципы трехстороннего участия в труде государства, сотрудников и работодателей.
Данный принцип называется трипартизмом. Социальное партнерство в сфере труда базируется на ряде международных документов, к которым можно отнести следующие рекомендации и конвенции МОТ:
- Конвенция №98, принятая в 1949 году.
- Рек. №91 от 1952 г.
- Рек. №94 от 1952 г.
- Рек. №113 от 1960 г.
- Рек. №149 от 1975 г.
- Рек. №152 от 1976 г.
- Рек. №151 от 1978 г.
- Рек. №159 от 1978 г.
- Конвенция №154 от 1981 г.
- Рек. №163 от 1981 г.
Вышеозначенные документы в полной мере приняты и ратифицированы РФ, и именно на основании международного законодательства было сформировано российское национальное трудовое законодательство. Так, следует первоочередно обратить внимание на Указ Президента РСФСР №212 от 15.11.1991.
Данный указ Президента, хоть на текущий момент и утратил свою юридическую силу, но заложил основные современные принципы соцпартнерства на территории России.
На текущий момент правовое регулирование данного аспекта трудовых взаимоотношений обеспечивается преимущественно нормативными положениями Трудового кодекса, к которым можно отнести:
- Раздел II в целом. данного раздела так или иначе, но посвящены непосредственно соцпартнёрству в России. Далее будут рассмотрены ключевые документы данного раздела.
- Ст.23. Данная статья предоставляет определение термина «социальное партнерство» в качестве системы взаимоотношений работодателей, сотрудников, органов власти и местного самоуправления.
- Ст.24. В означенной статье устанавливаются основополагающие принципы партнёрства.
- Ст.25. Её положения определяют стороны социального партнёрства.
- Ст.26. В означенной статье регулируются уровни социального партнёрства.
- Ст.27. В ней регламентируются возможные формы социального партнёрства.
- Ст.35. Она устанавливает органы социального партнёрства.
- Ст.54. Её нормативами регулируется ответственность сторон социального партнёрства за уклонение от необходимых мероприятий.
- Ст.55. Данной статьей регламентируется ответственность сторон соцпартнёрства за нарушение действующих его принципов.
Соцпартнёрство является, в первую очередь, базовым теоретическим термином, характеризующим трудовые взаимоотношения, а не каким-либо обособленным видом взаимоотношений.
Принципы социального партнёрства
Социальное партнёрство в сфере труда основывается на определенных принципах, являющихся основными и необходимыми для соблюдения всеми сторонами взаимоотношений. Базируются в России они на положениях вышеозначенной статьи 24 Трудового кодекса. Согласно ей, принципы социального партнёрства являются следующими:
- Равноправие. Данный принцип предусматривает равенство всех сторон соцпартнерства с административной точки зрения.
- Уважение и учет интересов. Под этим подразумевается поиск компромиссных решений, а не тех, которые будут актуальны лишь для одного из участников
- Заинтересованность. Стороны должны фактически быть заинтересованы во взаимоотношениях.
- Государственное содействие. Органы власти должны содействовать активному развитию и укреплению соцпартнёрства.
- Законность. Главенство права над иными принципами партнёрства является основополагающим.
- Полномочность. Лица, представляющие интересы каждой из сторон должны обладать всеми предусмотренными законом полномочиями и быть законно назначенными.
- Свобода выбора. Участники взаимоотношений должны быть вправе свободно обсуждать друг с другом любые вопросы, касающиеся сферы труда.
- Добровольность. Принятие определенных обязательств любой из сторон должно происходить исключительно добровольно, и каждая сторона должна иметь возможность отказаться от такового принятия.
- Реальность. Все принимаемые обязательства любой из сторон должны быть фактически исполнимыми.
- Обязательность. Все заключенные в рамках соцпартнёрства соглашения и договоры должны выполняться в обязательном порядке.
- Контроль. Стороны должны иметь возможность контроля действий друг друга по выполнению обязательств.
- Ответственность. Стороны несут ответственность за свои действия и заключенные документы.
Уровни, формы и органы социального партнерства
Соцпартнёрство в России имеет несколько уровней, на которых обеспечивается как реализация его принципов, так и непосредственное правовое регулирование трудовых взаимоотношений. При этом для нижестоящих уровней является обязательным соблюдение всех вышестоящих нормативов. К уровням социального партнёрства относят:
- Федеральный. Это – нормативы и правовые принципы, действующие на всей территории РФ.
- Межрегиональный. Этот уровень соцпартнёрства предполагает участие в формировании взаимоотношений нескольких субъектов РФ.
- Региональный. На данном уровне решения принимаются и влияют в рамках одного субъекта федерации.
- Отраслевой. Этот уровень является обособленным и регламентирует взаимоотношения в отдельных отраслях, в том числе на территории всех субъектов РФ.
- Территориальный. Данным уровнем регулируются взаимоотношения в пределах одного муниципального образования.
- Локальный. На предприятиях и отдельных субъектах хозяйствования также могут действовать свои принципы соцпартнерства, при условии соблюдения всех требований, регламентированных на вышестоящих уровнях.
Практическая же реализация принципов соцпартнерства имеет следующие формы:
- Коллективные переговоры. Стороны соцпартнёрства могут вести переговоры относительно оформления соглашений и коллективных договоров.
- Взаимные консультации. В рамках соцпартнёрства могут обсуждаться сами трудовые взаимоотношения, гарантии, получаемые сторонами, а также возможные изменения в механизмы регулирования труда, в том числе и законодательные.
- Участие трудящихся в управлении. Сотрудники имеют возможность получать определенную административную власть в рамках организации.
- Участие представителей сторон в спорах. Трудовые споры могут разрешаться в соцпартнерстве при участии непосредственных сторон трудовых взаимоотношений.
Важнейшим из практических инструментов, благодаря которым реализуется соцпартнёрство, является коллективный договор.
Основными же органами социального партнёрства в Российской Федерации всегда выступают комиссии по регулированию социально-трудовых взаимоотношений, которые также могут формироваться на различных вышеозначенных уровнях. (10 голос., 4,60 из 5)
Загрузка…
Источник: //delatdelo.com/organizaciya-biznesa/sotsialnoe-partnerstvo.html