+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Стадии развития коллектива

Этапы и стадии развития коллектива: методика

Стадии развития коллектива

Все люди, живущие на нашей планете, объединены между собой в разнообразные многочисленные устойчивые и не очень общности. Их называют группами. Подобные общности бывают различными, а именно: социальными, малыми и большими, формальными и неформальными, условными и реальными, трудовыми и учебными, и т. д. Кроме того, выделяют группы низкого и высокого уровня развития.

Для первых из них характерно отсутствие сплоченности, четкого разделения лидеров и личных взаимоотношений. Группу высокого уровня развития принято называть коллективом. Эта общность обладает теми свойствами, которые отсутствуют в формировании на низком уровне его развития.

Понятие коллектива

Путь, который проходит группа низкого уровня до самой верхней ступеньки своего развития, индивидуален. Но в конечном итоге такая общность оказывает значительное воздействие на личность.

Признаки коллектива

Группа людей достигает своего высокого уровня развития, если есть:- общая цель;- совместная деятельность;- взаимозависимые отношения ответственности;

– общее руководство, которым может быть либо один из наиболее авторитетных членов, либо органы управления.

В коллективе присутствуют различные типы отношений:- личные, основу которых составляют симпатия, антипатия и привязанность;

– деловые, необходимые для совместного решения поставленных задач.

Особое значение в формировании личности имеет воспитательная группа. Ее создают в школе и формируют из учеников на базе общих стремлений на пути к успеху, а также на основе нормальных социальных отношений.

В подобном коллективе имеет место высокая организация межличностных отношений и самоуправления.

Формирование такой общности активизирует учеников в повышении целенаправленности, формирует их культуру поведения и положительные межличностные отношения.

В школьный коллектив входят следующие элементы:- первичные (классы);- временные (кружки, спортивные секции);- формальные (орган самоуправления школы, ученический комитет);

– неформальные.

Средства воспитания

Формирование личности ученика в школьном коллективе происходит посредством:- учебной работы;- внеклассных мероприятий;- трудовой деятельности;

– культурно-просветительной и общественно-социальной работы.

Для того чтобы сформировать здоровый школьный коллектив, необходимо:- воспитать ученический актив, помогающий педагогу и положительно влияющий на всех своих одноклассников;- правильно организовать спортивно-оздоровительную, просветительскую, трудовую и учебную деятельность;

– четко сформулировать педагогические требования.

Великий педагог А. С. Макаренко сформулировал основной закон, по которому должна жить общность воспитанников. Его основной принцип состоит в движении. Это форма жизни коллектива. Остановка всегда означает его смерть.

Основными принципами коллектива, по мнению великого педагога, являются зависимость и гласность, а также перспектива. Немаловажную роль при этом играют и параллельные действия всех его членов.

Также Макаренко выявил стадии развития коллектива. Они состоят из четырех этапов, первым из которых является становление.

Оно происходит в период формирования класса, кружка или группы в коллектив или социально-психологическую общность, где отношения между учениками определяются их целями, задачами и характером совместной деятельности.

При этом основным организатором является педагог, выдвигающий к детям определенные требования.

На второй стадии развития коллектива усиливается влияние актива. Это учащиеся, которые не только выполняют требования педагога, но и предъявляют их к остальным одноклассникам.

На этом этапе развития коллектив выступает как целостная система, в которой уже развиты и начинают работать механизмы саморегуляции и самоорганизации.

При этом данная общность является инструментом целенаправленного воспитания положительных человеческих качеств.

На третьей стадии развития коллектива по Макаренко происходит расцвет. Общность доходит до такого этапа своего развития, когда требования ее членов к себе становятся более высокими, чем к своему окружению. Все это свидетельствует о достижении высокого уровня воспитанности, а также устойчивости суждений и взглядов учащихся.

Находясь в подобном коллективе, у личности есть все предпосылки в формировании ее нравственности и целостности. Основной признак такой общности на данной ступеньке развития состоит в наличии общего опыта и одинаковой оценке тех или иных событий.

Четвертая стадия развития группы представляет собой движение. На данном этапе школьники, опираясь на уже усвоенный коллективный опыт, предъявляют к себе определенные требования. При этом основной потребностью детей становится соблюдение нравственных норм. На данном этапе процесс воспитания плавно переходит в самовоспитание.

Все стадии развития коллектива по Макаренко не имеют четких границ. Каждый из последующих этапов добавляется к предыдущему, а не сменяет его.

Описывая свою теорию стадий развития коллектива, великий педагог уделял большое внимание созданным его членами традициям. Это устойчивые формы жизни общности, помогающие вырабатывать линию поведения, а также украшающие и развивающие школьную жизнь.

По утверждениям Макаренко, сплотить и увлечь коллектив способна цель, которая может быть близкой, средней и далекой. Опорой первой из них является личная заинтересованность.

Средняя цель определяется по сложности и времени, а далекая является наиболее социально значимой. Подобная система перспектив должна пронизывать весь коллектив.

Только в таком случае его развитие будет протекать естественным образом.

Рассматривая стадии развития детского воспитательного коллектива, Макаренко выдвинул также и принцип параллельных действий.

Что он означает? На той или иной стадии развития коллектива каждый из его членов оказывается под одновременным воздействием воспитателя и своих товарищей.

Порой наказание провинившихся может быть чересчур суровым. Именно поэтому данный принцип Макаренко советов использовать с осторожностью.

Согласно теории известного педагога, для полностью сформированного коллектива характерны следующие черты:- постоянная бодрость;- дружеское единение всех членов;- чувство собственного достоинства;- мотивация к упорядоченному действию;- ощущение защищенности;

– эмоциональная сдержанность.

Развитие теории Макаренко

Характеристика стадий развития коллектива рассматривалась и в трудах Сухомлинского.

Этот педагог, работая много лет учителем и директором школы, на основе собственного опыта сформулировал совокупность принципов, благодаря которым формируется высокоорганизованная группа учеников.

Среди них:- единство воспитанников;- инициатива;- самодеятельность;- богатство отношений между учениками и педагогом;- гармония интересов;

– руководящая роль педагога и т. д.

Стадии развития коллектива рассматривают в своих трудах А. Т. Куракин, Л. И. Новиков и др. Причем к этому вопросу у них имеется совершенно другой подход. Данные авторы считают, что на стадии развития ученического коллектива сплотить детей могут не только требования. Помогают в этом и другие средства.

В последнее время существует отчетливая тенденция понимать под коллективом группу, члены которой обладают высоким уровнем развития.

При этом подобная общность должна отличаться интегративной деятельностью, сплоченностью и единой направленностью. Самым существенным качеством группы, по мнению современных авторов, является уровень социально-психологической зрелости.

Именно эта черта и является основной предпосылкой для создания группы-коллектива. Каковы основные этапы ее формирования?

На первой стадии развития группы-коллектива возникает конгломерат. Эта общность складывается из ранее незнакомых друг с другом детей, которых собрали в одно время на одном пространстве. Взаимоотношения ребят на данной стадии, как правило, ситуативны и поверхностны.

Если подобной группе присвоить название, то произойдет ее номинализация. В том случае, если члены подобного коллектива не примут поставленных перед ними условий и целей, то перехода от конгломерата так и не произойдет. Подобные случаи нередки в школьной практике.

Если начальное объединение все же произошло, то коллектив принял статус первичного. При этом группа переходит в ассоциацию, где цель для каждого из ее членов проектируется заданием. На данном уровне закладываются первые кирпичики в формировании коллектива. При совместной жизнедеятельности группа переходит на более высокий уровень организации, меняя межличностные отношения.

При наличии благоприятных условий происходит изменение стадии развития детского коллектива. На следующей ступени образовывается группа-кооперация.

Такая общность отличается успешной и реально действующей структурой организации. Также в этом случае имеется высокий уровень группового сотрудничества и подготовленности.

Все отношения между членами группы-кооперации носят деловой характер и направлены на достижение поставленной цели.

Концепция Лутошкина

По мнению данного автора, существуют следующие стадии развития ученического коллектива:1. Первый этап – номинальная группа. Эта общность существует формально и обладает совместной деятельностью и временем. Если подобное наблюдается в школе, то такой коллектив называют недружным классом. 2. Второй этап – группа-ассоциация.

Она возникает при наличии одинаковых целей у всех ее членов.3. На третьей стадии развития коллектива по Лутошкину возникает группа-кооперация. Для нее характерно единство целей, высокая сплоченность и единый подход к решению поставленных задач. 4. Четвертый этап – создание группы-автономии.

Данную общность отличает внутреннее единство, развитый самоконтроль и высокая подготовленность к решению задачи.

5. Пятый этап характерен возникновением группы-коллектива. Это высшая стадия развития общности, все члены которой связаны единой целью, а также деятельностью на пути ее достижения.

Кроме того, в такой группе можно наблюдать морально-психологическое единство, высокую подготовленность и совершенную организационную структуру.

Рассмотрим характеристики всех описанных А. Н. Лутошкиным стадий.

Номинальная группа

На этой стадии развития воспитательного коллектива его можно назвать «песчаной россыпью». Сравнение это не случайно. На первый взгляд песчинки собраны вместе. Однако каждая из них находится сама по себе. Любое дуновение ветра может разнести песчинки в разные стороны.

Так они и останутся, пока не найдется тот, кто сгребет их в одну кучку. Такое же явление происходит и в человеческой общности, когда те или иные группы специально организовываются или возникают по воле обстоятельств. С одной стороны все вместе. Но с другой – каждый из членов такой группы находится сам по себе.

Такая «песчаная россыпь» не приносит удовлетворения и радости.

Группа-ассоциация

Эта стадия развития коллектива носит название «Мягкая глина». Такое название данному этапу дано не случайно. Мягкая глина является материалом, легко поддающимся воздействию. Взяв его в руки, можно лепить все, что угодно. Хороший мастер может сделать из глины красивый сосуд или любое другое прекрасное изделие. Но без приложения усилий материал навсегда останется просто куском почвы.

Так же и в детском объединении. Здесь роль мастера может играть формальный лидер, классный руководитель или просто авторитетный школьник. Да, не все идет гладко. У коллектива не хватает опыта взаимопомощи и взаимодействия. Однако на этой стадии уже заметны усилия, направленные на сплочение сообщества.

Группа-кооперация

Эта ступень развития коллектива носит название «мерцающий маяк». На данной стадии коллектив сравнивается со штормовым морем. Находящемуся среди бушующих волн опытному моряку мерцающий огонь маяка позволяет выбрать правильный путь и приносит уверенность. Здесь только нужно быть внимательным и не потерять спасительный луч из виду.

Коллектив, формирующийся в группе, также подает каждому своему члену сигналы выбора правильного пути и всегда готов протянуть руку помощи. В такой общности возникает желание трудиться и помогать друг другу. Роль маяка в ней играет актив.

Группа-автономия

Следующая ступень развития коллектива носит название «алый парус». Эта стадия устремленности вперед, дружеской верности и неуспокоенности. В таком коллективе действуют и живут по принципу мушкетеров «один за всех и все за одного».

На данной ступени развития коллектива заинтересованность и дружеское участие идут параллельно со взаимной требовательностью и принципиальностью. Актив такой группы – это надежные и знающие организаторы, а также верные товарищи.

Они всегда помогут, как делом, так и советом.

Группа-коллектив

Итак, все основные стадии развития коллектива пройдены, и он поднимается на пятую ступень, носящую название «горящий факел». Недаром данный этап ассоциируется с живым пламенем. Оно означает единую волю, тесную дружбу, деловое сотрудничество и отличное взаимопонимание.

На этой стадии формируется настоящий коллектив, который никогда не замкнется в узких границах своего сплоченного и дружного объединения. Входящие в него люди не останутся равнодушными к проблемам других групп, освещая их путь, как легендарный Данко, своим пылающим сердцем.

Источник: http://fb.ru/article/254413/etapyi-i-stadii-razvitiya-kollektiva-metodika

Стадии развития коллектива по Макаренко и Лутошкину

Стадии развития коллектива

— Организация бизнеса — Кадры — Стадии развития коллектива

Сотрудники предприятия, как небольшой социум, никогда не находятся в едином и стабильном состоянии – стадии развития коллектива в любом обществе предусматривают его изменение под действием как внешних, так и внутренних факторов. И для эффективного управления любой специалист по кадрам или руководитель должен знать, как правильно распознавать стадии развития коллектива и корректировать использование различных методов управления. Наиболее популярными считаются стадии развития коллектива по Макаренко и по Лутошкину.

Стадии развития коллектива – что это такое

Каждый коллектив в процессе своего формирования и существования проходит различные стадии развития, которые могут быть охарактеризованы по разным признакам.

При этом знание и понимание стадий развития коллектива является одним из ключевых для каждого руководителя, кадровика или эйчара, так как от понимания базовых принципов функционирования рабочего социума будет зависеть и психологический микроклимат на рабочем месте, и эффективность управления персоналом, и, соответственно – общая эффективность экономической деятельности субъекта хозяйствования.

Всего существует огромное количество исследований, посвященных микроклимату человеческих коллективов, но наиболее популярными на постсоветском пространстве считаются стадии развития коллектива по Макаренко или по Лутошкину. Изучение этих этапов и состояний социума позволяет руководителю использовать наиболее эффективные инструменты мотивации персонала и грамотно распоряжаться человеческими ресурсами предприятия.

Как по Макаренко, так и по Лутошкину, исследования стадий развития коллектива проводились преимущественно по отношению к детским группам. Однако основные принципы управления и общественных взаимоотношений, рассмотренные данными исследователями, являются актуальными для всех, в том числе и взрослых рабочих коллективов.

Стадии развития коллектива по Макаренко

Антон Семёнович Макаренко – ученый-педагог, работавший в СССР в начале 20-го века, который считается ЮНЕСКО одним из основоположников современной педагогической науки.

В его исследованиях, посвященных стадиям развития коллективов, основное влияние рассматривается именно за счет педагогических воздействий.

В рамках трудовой деятельности, педагогический аспект может предусматривать проведение семинаров, тренингов, внедрение наставничества на предприятии и личное участие руководителя в рабочем процессе. Сами же стадии развития коллектива по Макаренко выделяются следующим образом:

  1. Первоначальное сплочение. Данная стадия предусматривает активное участие руководителя в становлении всего коллектива как единого механизма. На данной стадии первичную постановку целей и задач обеспечивают сугубо административные методы воздействия руководителя. На основании развития и адаптации этих идей в рамках работы с персоналом организации, эффективным инструментом мотивации является прямая материальная – то есть, воздействие на работников сугубо регулированием их прямого дохода.
  2. Образование актива. На этой стадии в активе выделяются отдельные лидеры и аутсайдеры, а сам актив, хоть и работает на достижение целей, поставленных перед ними руководителем, уже представляет собой общество, самоорганизованное и самоопределенное. На этом этапе руководителю следует должным образом вознаграждать преимущественно лидеров, развивая в них лояльность к организации и её целям.
  3. Этап расцвета. На данном этапе коллектив уже работает как единое целое и является практически полностью самостоятельным. Высокий уровень психологического единства позволяет сотрудникам добиваться общих целей сообща и работать на эффективность всего структурного подразделения. Однако на этом этапе также могут возникать проблемы с интеграцией новых членов в коллектив, в котором уже устоялись свои внутренние правила и традиции.
  4. Этап движения. В данной ситуации коллектив уже эффективно справляется со всеми устанавливаемыми перед ним задачами, а руководитель лишь обеспечивает взаимосвязь коллектива с иными подразделениями и вышестоящим руководством в целом. При этом на этом этапе коллектив также начинает работать и над индивидуальным развитием каждого члена – в том числе становится более открытым для новых работников.

Фактически, большинство коллективов на предприятиях находятся согласно Макаренко – на второй стадии развития. Для нахождения на первой необходимо приблизительное равенство и отсутствие взаимосвязей между работниками – что может возникнуть только в случае формирования коллектива с нуля. Работодатель же должен стремиться достичь четвертого этапа методами управления персоналом для максимальной эффективности деятельности трудящихся.

Стадии развития коллектива по Лутошкину

Анатолий Николаевич Лутошкин – также является классиком советской педагогики, более современного периода, чем А.С. Макаренко. Соответственно, стадии развития коллектива по Лутошкину более актуальны изменяющимся тенденциям общества и раскрывают роль не только руководителя, но и рассматривают отдельные инструменты и проблемы, возникающие на разных этапах формирования социума.

А.Н. Лутошкин придавал большое значение эмоциональной составляющей работы социума, что отражается даже в названиях стадий развития коллектива.

Выглядят стадии развития коллектива по Лутошкину следующим образом:

  • Песчаная россыпь. На этой стадии коллектив, согласно аналогии исследователя, представляет собой отдельные «песчинки». Каждый его член имеет только личные цели, не имеет направления движения и устоявшихся контактов с другими участниками. В данном случае руководитель может управлять таким коллективом только путем административного ресурса и прямых указаний. На этом этапе проще всего отсеивать неподходящих членов коллектива и набирать новых сотрудников.
  • Мягкая глина. На этом этапе, в коллективе уже есть определенные устоявшиеся связи, но нет общего единства и общих целей. Основной задачей руководителя на этом этапе формирования коллектива будет являться создание из него эффективного инструмента для решения поставленных вопросов. Именно на данном этапе ключевое значение имеют усилия руководителя. Он, как опытный мастер, имеет возможность сформировать из глины то, что необходимо предприятию.
  • Мерцающий маяк. Этот этап предусматривает, что коллектив уже является общей структурой, но действует спонтанно и далеко не всегда так, как это необходимо организации. На данном этапе у коллектива формируются как лидеры, так и изгои. Однако работодателю следует поддерживать активность и устранять возможные конфликты при активном личном участии, задавая четкие цели и обеспечивая мотивацию.
  • Алый парус. Этот этап развития коллектива часто является финальным и предпочтительным для многих работодателей, в особенности в сфере крупных корпораций с жесткой корпоративной культурой. На этом этапе коллектив представляет собой единое целое, а все его участники работают на достижение общих целей, одновременно с этим стремясь к конкуренции с другими коллективами. При этом взаимосвязь участников в коллективе делается для них одной из основных ценностей – и на этом этапе могут возникать определенные разногласия с руководством, так как цели и ценности коллектива могут в итоге вступать в конфликты с целями и ценностями организации.
  • Горящий факел. В данной ситуации коллектив активно сам стремится реализовывать свои цели, полностью соотносящиеся с целями организации, развиваясь как внутри, так и развивая окружающее пространство. Руководитель в таком коллективе – это его полноценный участник и просто координатор, обеспечивающий его взаимосвязь с другими структурными подразделениями.

Для некоторых предприятий стадии развития коллектива не всегда являются предпочтительными в восходящем порядке. Так, бизнес с минимальной квалификацией сотрудников и отсутствием негативных последствий высокой текучки будет эффективней работать на уровне «рассыпчатый песок», чем «алый парус», так как в первом случае конфликтов интересов работника и работодателя практически нет и устранены они могут быть намного легче, чем в случае с сознательным и сплоченным коллективом, который активно противостоит руководству. (40 голос., 4,60 из 5)
Загрузка…

Источник: https://delatdelo.com/organizaciya-biznesa/stadii-razvitiya-kollektiva.html

Стадии развития зрелости коллектива

Стадии развития коллектива

БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ

У коллективов, как и у людей, есть свой характер, и их по­ведение невозможно точно предсказать, но по мере развития коллективы обычно проходят через определенный ряд после­довательных этапов. Этот ряд часто представляется таким об­разом:

СТАДИЯ ПЕРВАЯ: ПРИТИРКА. На первый взгляд но­вый выглядит деловым и организованным, но на самом деле люди друг друга и пытаются определить, насколько глубоко им хочется во все это влезть.

Подлинные чувства часто скрываются, кто-то один повышает свой автори­тет, а взаимодействие происходит в привычных формах. Под­линного обсуждения целей и методов работы почти нет.

Люди редко интересуются своими коллегами, почти не слушают друг друга, а творческая и воодушевляющая коллективная работа фактически отсутствует.

СТАДИЯ ВТОРАЯ: БЛИЖНИЙ БОЙ. Многие коллекти­вы проходят через период переворота, когда оценивается вклад лидера, образуются кланы и группировки и разногласия выра­жаются более открыто.

Личные взаимоотношения приобрета­ют значение, сильные и слабые стороны отдельных индивидов выходят наружу. Коллектив начинает обсуждать, как достичь согласия, и пробует улучшить взаимоотношения.

Иногда про­исходит силовая борьба за лидерство.

СТАДИЯ ТРЕТЬЯ: ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ. По­тенциал коллектива возрастает, и перед ним встает вопрос, как использовать имеющиеся теперь способности и ресурсы. Часто этот коллектив работает рывками, однако есть энергия и инте­рес понять, как можно работать лучше. Методы работы пере­сматриваются, желание экспериментировать и при­нимаются меры по повышению производительности.

СТАДИЯ ЧЕТВЕРТАЯ: ЭФФЕКТИВНОСТЬ. Коллектив приобретает опыт в успешном решении проблем и использова­нии ресурсов. Акцент делается на правильном использовании времени и на уточнении задач.

Сотрудники начинают гордить­ся своей принадлежностью к «команде-победительнице». На проблемы смотрят реалистически и решают их творчески.

Уп­равленческие функции плавно переходят от одного сотрудни­ка к другому, в зависимости от конкретной задачи.

СТАДИЯ ПЯТАЯ: ЗРЕЛОСТЬ. В развитом коллективе действуют прочные снязки между его членами. Людей прини­мают и оценивают по достоинству, а не по их претензиям. От­ношения носят неформальный характер, но приносят удовлет­ворение.

Личные разногласия быстро устраняются. Коллектив превращается в благополучную ячейку общества и вызывает восхищение посторонних. Он способен показывать превосход­ные результаты и устанавливает высокие стандарты достиже­ний.

Эффективный руководитель помогает членам коллектива в прохождении всех стадий развития, ведущих кзыости.

Вна­чале лидер коллектива уточняет задачи, предлагает порядок действий, ставит ориентиры и поощряет сотрудников поближе познакомиться друг с другом. Иногда это приходится делать напористо и властно.

Дальнейшее развитие коллектива вклю­чает рост открытости, обеспечение комплексного анализа, под­готовку к распределению информации и элементов процесса принятия решений.

Лидер коллектива должен уметь предсказывать наступле­ние очередного этапа развития (зрелости) и вести всю группу вперед, к новым возможностям и трудностям. С повышением качества работы коллектива расширяются и возможности для внедрения новшеств в процесс управления.

Разные сотрудники могут курировать то или иное задание по очереди, в зависимо­сти от своего опыта. Расширяется делегирование полномочий, и все больше людей участвует в планировании и принятии ре­шений.

Лидер помогает коллективу пройти все стадии разви­тия и полностью раскрыть свой потенциал, используя для это­го личный пример и полномочия.

Исходя из содержания проблемы, можно определить про­филь консультанта, которого необходимо пригласить. Для ре­шения проблем диагностики и стратегии развития следует при­глашать консультантов по общему управлению товУ, а для помощи в решении …

Характерные ошибки при осуществлении совместной деятельности

Отсутствие цели (предмета) совместной деятельности. Совместную деятельность можно с уверенностью назвать своеобразным «минным полем» для бухгалтера. Несмотря на достаточно хорошую юридическую проработку этого вопроса в гражданском законодательстве и литературе, а …

Характеристики руководителя, умеющего / не умеющего влиять на людей

Руководители, развившие в себе умение влиять на других, приобрели набор средств, которые можно использовать в чело­веческих отношениях. Эти навыки повышают эффективность и способствуют признанию собственной ценности: их можно плодотворно использовать …

Источник: https://msd.com.ua/biznes-planirovanie/stadii-razvitiya-zrelosti-kollektiva/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.